Наиболее сложная ситуация складывается в Автономной Республике Крым, где Верховная Рада Крыма избирается непосредственно населением, а высшим должностным лицом является не назначенный губернатор, как в других регионах Украины, а избранный депутатами председатель Верховной Рады АРК. При этом исполнительная власть принадлежит Совету Министров АРК, который находится фактически в двойном подчинении – Верховной Рады АРК и Президента Украины. При этом несмотря на то, что Крым является автономией, районные государственные администрации назначаются напрямую президентом Украины. То есть реально даже избранные власти Крыма фактически имеют минимальное влияние на органы исполнительной власти. Функционирует такая система управления в Крыму с постоянными конфликтами, фактически она разрушает внутрикрымское единство, что стратегически имеет и общеукраинское негативное влияние.
Представляется, что фактическое лишение органов местного самоуправления реальных властных рычагов может иметь для Украины долгосрочные негативные последствия, связанные как с утратой населением системного доверия к органам местного самоуправления, так и невозможностью организовать эффективное управление всей территорией страны одними лишь исполнительными органами государственной власти, недооценкой специфики региональных проблем. Причем позиции некоторых оппозиционных лидеров чреваты еще большим ухудшением ситуации. Так, один из лидеров национал-демократического движения Николай Жулинский неоднократно высказывался о приоритете прав нации над правами человека и необходимости «нацеливать регионы на аскетическое подчинение своих локальных претензий требованиям и нормам большой государственности» . Это находится в явном противоречии с общеевропейской тенденцией на максимальное расширении прав местного самоуправления и прав человека в целом.
Важнейшей характеристикой политического режима является система политических партий, особенности которой по мнению многих авторитетных политологов (М.Дюверже, Р.Арон, З.Нойман и т.д.) являются основой классификации политических режимов. С этой точки зрения украинская система также является довольно самобытной. Для Украины характерно наличие множества партий во всех частях политического спектра, сильное влияние на партийную жизнь личностных, регионально-этнических и финансово-экономических факторов, а также беспрецедентное для современного демократического государства число парламентских фракций и депутатских групп. В 450-местной Верховной Раде Украины постоянно действует от 9 до 15 зарегистрированных фракций и депутатских групп, кроме этого, имеется целый ряд незарегистрированных депутатских объединений. При этом украинская партийная система отличается крайней неустойчивостью, ее составляющие находятся в постоянном процессе преобразования, распадаясь, объединяясь, реорганизуясь. В Украине зарегистрировано более 120 политических партий, большинство из которых являются, по существу, партиями-фантомами. Тем не менее, около 20 партий представляют собой разветвленные организации, чье влияние на политические процессы в стране существенно. Численный рост партий стимулируется национальным законодательством, которое предоставляет партийным структурам существенные права в ходе избирательного процесса, а также институциональным дизайном Украины, в котором роль Парламента в выработке и осуществлении государственной политики сопоставима с ролью Президента.
К числу основных политических партий Украины относятся:
Партия Регионов
Политическая партия "Трудовая Украина"
Коммунистическая партия Украины (КПУ)
Социал-демократическая партия Украины (объединенная)
Партия промышленников и предпринимателей Украины (ПППУ)
Народно-демократическая партия (НДП)
Народная партия Украины (НПУ)
Социалистическая партия Украины (СПУ)
Всеукраинское объединение "Батькивщина"
Народный рух Украины (НРУ)
Партия "Наша Украина" (до июля 2004 г. Партия "Реформы и Порядок")
Украинская народная партия (УНП)
Конгресс украинских националистов (КУН)
Партия «Солидарность»
5 марта 2005 года на основе Партии "Наша Украина" (бывшая "Реформы и порядок"), Партии "Солидарность", Конгресса украинских националистов и ряда более мелких политических структур, входящих в блок "Наша Украина", была создана партия "Народный союз "Наша Украина". Почетным председателем партии был избран Президент страны Виктор Ющенко. Украинская народная партия и Народный рух Украины на своих съездах решили не входить в партию "Народный союз "Наша Украина".
Образование подобной партийной системы было вызвано в первую очередь отмеченными выше особенностями государственного и политического устройства страны. Круг вопросов, отнесенных к ведению Верховной Рады (в частности, список должностей, для назначения на которые требуется ее санкция), настолько широк, а правительство настолько слабо, что основным политико-экономическим и региональным силам («олигархам») оказывается выгоднее иметь собственные, пусть и небольшие, партии и фракции, чем объединяться в пулы.
Переход к цивилизованным формам собственности неизбежен
Переход к цивилизованным формам собственности никак не означает передела собственности на средства производства. Этот переход означает постепенное превращение наемного работника в совладельца того предприятия, где он трудится. Это превращение не устраняет, а с объективной необходимостью предполагает наличие творчески мыслящих предпринима ...
Категория «политика». Четырежды истолкованная.
Обратимся к справочной информации. Политикапроисходит от греч. polis - город- государство и прилагательного от него - politikos: все, что связано с городом, - государство, гражданин и пр. - организационная и регулятивно-контрольная сфера общества, основная в системе других таких же сфер: экономической, идеологической, правовой, культурно ...
Юридический позитивизм
Буржуазные революции в европейских странах привели к преобразованию правовых систем, приспособив их к регулированию товарно-денежных отношении. Юридическое мировоззрение воплотилось в действующем, позитивном праве. И тогда буржуазные теоретики начали отказываться от теории естественного права. Отказ от представления о существовании рядо ...