По решению Суда законы и правовые акты или их отдельные статьи могут быть признаны неконституционными. По обращению Премьер – Министра или Президента, Конституционный суд дает заключение о соответствии международных договоров Конституции. По запросу Верховной Рады Суд дает заключение о соблюдении конституционности процедуры импичмента.
30 августа 1996г. специальным указом Президента был создан Совет национальной безопасности и обороны Украины (СНБОУ), который объединил в себе функции Совета обороны Украины и Совета национальной безопасности Украины, которые действовали с 1991 по 1996 год. Основой для Указа послужила 107 статья Конституции. Правовой базой для деятельности СНБОУ являются также Законы «Об основе национальной безопасности» и «О Совете национальной безопасности и обороны». Работа аппарата СНБОУ регламентируется этими же законами.
В состав Совета национальной безопасности и обороны входит 16 человек. Главой СНБОУ является Президент Украины, который лично назначает членов Совета. Есть должности, которые обязательно должны входить в Совет. Это Премьер – Министр, Министры обороны внутренних и иностранных дел и также Председатель Службы Безопасности. В заседании Совета может принимать участие и Глава Верховной Рады.
В нынешний состав Совета входят также министры экономики, здравоохранения, первый вице-премьер, Главы Секретариата Президента и Службы Внешней Разведки.
Основной обязанностью СНБОУ являются координация и контроль за деятельностью органов исполнительной власти в сфере безопасности и обороны. Совет определяет также стратегические интересы государства, усовершенствует системы обеспечения национальной безопасности и организации обороны. Принятые решения приводятся в действие указами Президента.
Антимонопольный комитет Украины (АМКУ) – это государственный орган со специальным статусом, призванный защищать и развивать конкуренцию.
Днем рождения Комитета считается 26 ноября 1993 года, когда парламент принял Закон Украины «Об Антимонопольном комитете Украины». В последующие 2 года формировалась структура АМКУ – территориальные и специальные, в Киеве и Севастополе, отделения Комитета. Антимонопольный комитет состоит из Председателя и 10 государственных уполномоченных, из которых назначаются 2 первых заместителя и заместителя председателя Антимонопольного комитета Украины. АМКУ в своей деятельности подконтролен президенту Украины и подотчетен Верховной Раде. Председателя Комитета назначает президент с согласия Верховной Рады. Заместителей председателя АМКУ также назначает Президент с представления Премьер-министра, которое основывается на предложениях Председателя Комитета.
Главной задачей Антимонопольного комитета является формирование и реализация конкурентной политики государства. Это, прежде всего, осуществление контроля за соблюдением конкурентного законодательства, контроль за действиями предпринимателей и естественных монополистов, а также развитие добросовестной конкуренции. Комитет контролирует органы власти и местного самоуправления, деятельность иностранных предприятий на территории Украины. АМКУ может принимать решения о прекращении нарушений конкурентного законодательства, которые обязательны для исполнения предприятиями и органами власти, имеет право разрешать и запрещать согласованные действия на рынке, применять санкции к нарушителям конкурентного законодательства.
Основная цель деятельности АМКУ заключается не в борьбе с монополизмом, а в создании эффективного конкурентной среды, которая сможет обеспечить рост экономики государства, а значит, и благосостояния граждан.
Одним из главных приоритетов в работе Антимонопольного комитета является социальная направленность, которая заключается в защите интересов предпринимательства и потребителей. Ярким тому примером служит функция контроля за регулированием цен на товары и услуги естественных монополий.
Счетная палата Украины является постоянным органом внешнего государственного финансового контроля с 1997 года.
Конституционный статус органа обозначила Конституция, принятая в 1996 году. После внесенных поправок, этот статус определяет Счетную палату как орган, который действует от имени Верховной рады Украины и осуществляет контроль за использованием средств Государственного бюджета. Счетная палата контролирует также формирование бюджета и финансирование местных государственных администраций.
Состав Счетной палаты формирует Верховная Рада путем тайного голосования. В свою очередь, палата ежегодно отчитывается перед парламентом. Иногда отчеты по отдельным проверкам и ревизиям предоставляются комитетам Верховной Рады. Но при этом, Счетная палата остается вполне независимым органом специальной конституционной компетенции. Палата осуществляет контроль за органами исполнительной власти, аппаратом Верховной Рады, секретариатом Президента, Национальным банком, Фондом госимущества и другими государственными органами. Счетная палата контролирует также предприятия, чья деятельность имеет последствия для Госбюджета, независимо от их формы собственности.
Классификация политических партий
Соперничество политических групп, объединенных вокруг влиятельных семей или популярных лидеров, в течение многих веков составляло характерную, существенную черту политической истории. Но такие организации, которые мы называем политическими партиями, возникли в Европе и в США в начале XIX века. В настоящее время в России действует более ш ...
Бюрократизм: сущность и формы проявления
Традиционно при анализе и оценке государственного управления в нем обнаруживается и отмечается наличие бюрократизма. Проявления последнего стали чуть ли не национальной чертой российского государственного аппарата. О бюрократизме николаевской России резко писал А. де Кюстин (1839 г.). Позднее, в послереформенный период (1882 г.) Р.А. Фад ...
Политика и экономика
В чем же отличие экономических интересов от политических, где проходит грань между политикой и экономикой, каков критерий, позволяющий отличить, скажем, политическую акцию от экономической и существует ли он вообще? Отметим, что экономика в действительности – это не непосредственное производство, сфера реализации товаров (внутренняя или ...