Верховная Рада является высшим законодательным органом страны. Ее полномочия закреплены в Конституции Украины, а также в Законах Украины «О статусе народного депутата», «О государственной службе», Регламенте Верховной Рады, Положениях о порядке работы с проектами законов, постановлений, других актов Верховной Рады и о порядке работы с документами в Верховной Раде и других законодательных актах.
Срок полномочий парламента составляет 5 лет. До принятия поправок к Конституции 8 декабря 2004г. этот срок составлял 4 года. Конституция в ее новой редакции вступила в силу 1 января 2006г. Значительные изменения коснулись не только раздела «Верховная Рада Украины», внесены поправки и в разделы «Президент», «Кабинет Министров» и «Местное самоуправление». У главы государства отняли часть полномочий и передали их правительству и парламенту. Украина становится парламентско-президентской республикой.
Структура украинского парламента довольно проста. Управление парламентом осуществляют Глава, первый заместитель и заместитель Главы Верховной Рады. В его состав входят 450 депутатов, которые избираются по многомандатному общегосударственному округу (пропорциональная
система). Такая система выбора также стала нововведением. Депутаты избираются по партийным спискам. Количество мест в парламенте прямо пропорционально набранным на выборах процентам голосов избирателей. Депутаты, прошедшие от партии, объединяются во фракции. Те депутаты, которые по каким-либо причинам, выходят из фракций, становятся нефракционными.
Верховная Рада работает в сессионном режиме. Деятельность парламента строго регламентируется. Внесение и принятие законопроектов проходит согласно повестке дня, которую утверждают сами депутаты. Парламентарии свою деятельность осуществляют также в комитетах, постоянных и временных следственных комиссиях Верховной Рады. В парламенте работают 26 комитетов, членами которых являются 445 народных депутатов.
Созданы также 11 комиссий, 1 из которых специальная, а остальные временные.
Основная деятельность Верховной Рады – законотворческая. Но парламент контролирует также ход выполнения бюджета, а также вопросы прав и свобод человека, за соблюдением которых следит специальный Уполномоченный Верховной Рады по правам человека. Все полномочия Верховной Рады описаны в Конституции Украины.
Кабинет Министров (Правительство) является высшим органом исполнительной власти. Правовой базой его деятельности является Конституция, законы Украины и акты, изданные Президентом Украины. Правительство ответственно перед Президентом и подконтрольно Верховной Раде Украины. На практике эта зависимость состоит в том, что Президент назначает по согласованию с Верховной Радой Премьер-министра, прекращает его полномочия и принимает решение о его отставке. Президент согласно представлению Премьер-министра назначает членов Кабинета Министров и руководителей других центральных органов исполнительной власти. Подконтрольность и подотчетность Правительства Верховной Раде заключается в том, что парламент утверждает поданный Правительством бюджет, принимает решения по выполнению бюджета, утверждает или отклоняет Программу деятельности Правительства, контролирует его работу.
Исполнительная власть в Украине, и правительство как ее высший орган, имеет вековую историю. Первое правительство было создано в Украинской народной Республике 15 июня 1917 года, основываясь на постановлении I Универсала Центральной Рады. Во главе Генерального Секретариата стоял Владимир Винниченко. После распада УНР действовали правительства Гетманата и Директории. С 1920 по 1991 г. исполнительную ветвь власти возглавляло правительство советской Украины. Тенденция разделения ветвей власти была также в Крыму и Западноукраинской Народной республике.
В 1991г. место Совета Министров УССР занимает Кабинет Министров Украины. В отличие от советского времени, власть в стране меняется слишком часто, особенно это касается исполнительной власти. За годы независимости сменилось 15 Премьер–министров. Никто не пребывал на посту главы правительства больше трех лет. Меньше всех руководил Валентин Симоненко – всего лишь 10 дней! (2-12 октября 1992г.) Трем Премьерам удалось «дважды войти в одну и ту же реку». Это нынешний глава правительства Юлия Тимошенко, Виктор Янукович и Виталий Масол . Дважды Премьер-министром становилась женщина- Юлия Тимошенко. Двое из глав правительства в последствии стали президентами Украины. Это Леонид Кучма и нынешний глава государства Виктор Ющенко. Один премьер был осужден за коррупцию после отставки – это Павел Лазаренко.
Что же касается полномочий правительства, то их четко определяет Конституция. В основном законе определен и статус Кабинета Министров как высшего органа в системе органов исполнительной власти. Одними из основных обязанностей Кабмина является обеспечение государственного суверенитета, экономической независимости, осуществление внутренней и внешней политики, координация работы исполнительной власти, разработка и осуществление специальных государственных программ развития политики, экономики, культуры и науки, принятие указов и постановлений в рамках своих полномочий.
Программа "Профилактика правонарушений"
В ходе выполнения мероприятий целевой программы Санкт-Петербурга "Профилактика правонарушений несовершеннолетних и молодежи" Комитет по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями обеспечивает реализацию следующих мероприятий: - развитие и обеспечение функционирования службы молодежных работников, осущест ...
Тип связей между руководящими органами и рядовыми членами
Тип связей между руководящими органами и рядовыми членами определяет характер деятельности партии, преобладание тех или иных методов работы, тех или иных звеньев партийного механизма. В кадровых партиях единственным показателем силы или слабости является число избирателей, поддерживающих их на выборах, поэтому кадровые партии приспосабли ...
Идеология исламского экстремизма. Идейные и исторические истоки исламского фундаментализма
и экстремизма
Исламский фундаментализм и исламский экстремизм были "открыты" не в ХХ в, а существовали на протяжении более чем тысячелетней истории ислама. влияние на формирование исламского экстремизма оказали положения. Взгляды и базовые принципы теоретиков современного исламского экстремизма формировались на основе идейного наследия многи ...