Политическое содействие осуществляется не только в виде кооперации, оно может носить также характер политических консультаций между различными социально-политическими силами. Консультации бывают либо эпизодические, либо постоянные, в рамках определенных организационных форм. Одной из их разновидностей является представительское содействие в рамках специально создаваемых для этого организаций или посреднических групп, которое может существовать в форме обмена мнениями, услугами, людскими и материальными ресурсами, например, помощь вооружением, военными формированиями и т.д.
Итак, чтобы реализовать свои интересы и цели, сохраниться, выжить в динамическом и жестком мире политики, субъект вынужден не только бороться, но и сотрудничать, объединяться с другими субъектами в ассоциации.
Политическое содействие способствует совершенствованию политических отношений и институтов, если обеспечивает содействующим субъектам наиболее благоприятные социально-экономические и политические условия для общественного развития; помогает им преодолеть дезорганизующее воздействие внешних факторов. Наряду с политической борьбой политическое содействие есть необходимый и центральный фактор политического развития.
Рассмотрим следующие базовые категории - общественный (политический) конфликт, компромисс и консенсус.
Политический конфликт
- форма проявления противоречий сторон, которая связана с отличиями поведения участников общественных процессов. Такой конфликт может возникать в разных сферах и принимать разные формы. Это может быть конфликт между общественными классами (например, рабочими и буржуазией), которые противостоят друг другу, между институтами, созданными последними для реализации собственных потребностей и интересов и т.д.
Многие специалисты толкуют политический конфликт как противостояние разных политических сил по тем или иным вопросам. Если придерживаться таких позиций, политический конфликт предстает как определенное экстремальное состояние политического влияния разных институтов, которые представляют интересы разнообразных крупных общественных групп. В таких случаях участники конфликта используют почти все свои резервы политической активности, привлекают к нему всю свою общественную базу. Такое изменение событий мешает функционированию общественного целого.
Правящие группы не заинтересованы в резком противостоянии общественно-политических сил, стараются смягчить конфликтные ситуации через согласование позиций и ограничение взаимных политических требований.
Анализ общественного конфликта дает возможность выделить в нем такие социальные функции:
· разрядки напряженности;
· коммуникативно-информационную, которая дает возможность лучше понимать друг друга, следовательно, сблизиться, имея общую платформу;
· стимулирования социальных изменений;
· переоценки ценностей и норм;
· усиления лояльности общностей, консолидации общества;
· гарантии развития общества благодаря столкновению противоположных интересов, их анализу и разработке путей устранения причин конфликта.
Политический компромисс
- взаимопонимание субъектов политики на основе взаимных уступок, которое является характеристикой уровня развития общества, его политической цивилизованности. Он может быть достигнут только тогда, когда все политические силы, которые принимают участие в конфликте, "играют" по одинаковым правилам и достигают соглашений касательно общих вопросов через взаимные уступки. В противном случае конфликт невозможно разрешить мирным путем, как следствие - конфронтация, вражда, революционное право народа и правящих кругов и т.д.
Заключение.
В данной работе рассмотрены вопросы, касающиеся принципа разделения властей, особенности реализации данного принципа в России, рассмотрены роль и функции ветвей российской власти, а также проблемы связанные с взаимодействием властей и принципом разделения властей. На основании данного исследования можно сделать вывод о том, что период ст ...
Клинико-психологический
подход к типологии лидерства
Попытка описать разные типы политиков, используя терминологию «пограничных» состояний личности, акцентуированных черт характера и индивидуальных особенностей (истерики, параноики, эгоисты, альтруисты и т. д.), предпринята М. Глобот на основе рассказов людей, профессионально занимающихся изучением политических деятелей, ситуаций и активно ...
Особенности формирования новой постсоветской политической элиты
Современная политическая элита России начала формироваться в начале 1990-х годов. Переход от командно-административной системы к рыночной экономике в нашей стране повлек за собой изменения во всех сферах общественной жизни. Произошли коренные изменения и в модели элитообразования: постепенная замена доминировавшего на протяжении значител ...