Политическая сфера общества функционирует как целостное образование благодаря политическим отношениям, соединяющим вертикальными и горизонтальными связями политические структуры общества. Политические отношения реализуются через политическую деятельность и проявляются непосредственно как практическое взаимодействие субъектов политики.
Политические отношения -
это взаимосвязи субъектов политики по поводу завоевания, распределения, использования, удержания и развития политической власти. Политические отношения - это своеобразный способ регулирования взаимодействия социальных субъектов в политической власти.
Политические отношения могут носить характер непосредственных (прямых) или косвенных (опосредованных) связей между субъектами политики. При непосредственной связи между ними присутствует прямой контакт. Опосредование политического взаимодействия может происходить не только через социальные предметы в вещной, знаковой и институциональной форме, но и через субъектов политики - индивидуальных и совокупных. Непосредственное политическое отношение - это прямая замкнутость субъекта политики на другой субъект. Между ними нет другого субъекта, который бы активно влиял на содержание взаимодействия, на характер направляющих его целей. Опосредованное политическое отношение между субъектами предполагает участие одного или нескольких субъектов в роли активной опосредующей силы. Но отсутствие непосредственной связи между субъектами не означает отсутствия отношений между ними. Так, неконтактные отношения между членами партий существуют независимо от их личного знакомства и опосредуются деятельностью руководящих органов.
Любые политические отношения - это продукт взаимодействия субъектов, ибо в нем они создаются и изменяются. Они могут осуществляться в различных видах. К ним относятся:
Ø политическое несотрудничество (политическая борьба);
Ø политическое сотрудничество (содействие, консолидация);
Ø политический конфликт;
Ø политический компромисс;
Ø социальный (политический) консенсус.
Понятие "политическая борьба" отражает широкий спектр взаимодействий субъектов политики в рамках определенной социальной системы. Эти взаимодействия предназначены для самосохранения, развития, функционирования одних субъектов политики за счет других посредством их устранения, принуждения или подавления. Политическое сотрудничество обеспечивает самосохранение, развитие, функционирование взаимодействующих субъектов путем их взаимной поддержки, упрочения, кооперации усилий и т.д.
Политическая борьба представляет собой конфликтное обоюдное противодействие субъектов политики, их ассоциаций, преследующих противоположные или несовместимые цели. Она является важнейшей движущей силой политики, непосредственно определяющей развитие политических событий. Борьба зарождается на основе определенных противоречий и проявляется через множественность ее конкретных видов (конкуренция, война, восстания, революции и т.д.).
С точки зрения последствий различают три основных вида политической борьбы:
· борьба, стимулирующая взаимодействующие стороны к более интенсивному развитию (например, борьба партий за влияние);
· борьба, приводящая к уничтожению, ослаблению одной из сторон либо к ослаблению обеих сторон (например, гражданская война);
«Несправедливые выборы».
2). В.М. Сергеев
[8] пишет: «Выборы проводились при полном доминировании исполнительной власти в электронных СМИ и при огромных преимуществах «партии власти», также и в доступе к источникам финансирования. Особенных формальных нарушений отмечено не было. Можно ли, тем не менее, такую систему организации выборов назвать справедливой и пре ...
Право
I. С точки зрения личного блага, М. Штирнер отрицает право неограниченным образом независимо от времени и места. Право держится не тем, что человек считает его полезным для личного блага, но тем, что считает его священным. “Кто может сообразоваться с “правом”, если только оно не стоит на религиозной точке зрения? Разве “Право” не есть ре ...
Система органов государственной власти
Конституция РФ 1993г. установила систему органов государственной власти, строящуюся на принципах демократизма, законности, республиканизма, федерализма и разделения властей. Принцип демократизма означает, что источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ, который осуществляет власть непосредственно, а также ...