· борьба, качественно изменяющая взаимодействующие стороны и их положение в политическом процессе (например, захват государственной власти).
Политическая борьба реализуется в двух основных формах: практически-политической и политико-идеологической. Практически-политическая борьба может вестись либо мирными средствами (политическая игра, давление, компромиссы, участие в выборах и т.д.), либо вооруженными (вооруженные столкновения, демонстрация военной силы, вооруженное восстание, вооруженное подавление и т.д.). Возможны также различные комбинации этих средств борьбы. Политико-идеологическая борьба реализуется посредством борьбы различных политических концепций, пропаганды содержащихся в них идей и агитации за их реализацию. В моменты своего наивысшего обострения эта борьба может перерастать в психологическую войну. Идеологическая борьба - это показ и отстаивание социально-политическими силами своего мировоззрения, образа жизни, принципов и идеалов. Психологическая борьба подменяет идеологическую дезинформацией, апелляцией не к разуму, а к нездоровым инстинктам людей, игрой на низменных чувствах, распространением политических слухов, инсинуаций и т.д. При этом используются запугивание, политический террор, заведомо ложные, фальсифицированные материалы, подлоги и пр. Политическая борьба может реализоваться под открыто политическими лозунгами. Она способна и преднамеренно, и непреднамеренно камуфлироваться религиозными или иными формами борьбы.
Ход борьбы зависит от соотношения противостоящих сил, имеющихся и используемых потенциальных возможностей.
При анализе политической борьбы выделяют три группы возможностей сторон: материальные, информационные и организационные. Материальные возможности сторон включают в себя:
а) людские ресурсы (численность населения, составляющего социальную опору данной политической организации и ее качественные характеристики, прежде всего степень морально-политической готовности и технической подготовленности к участию в борьбе);
б) экономические ресурсы (производительные силы, которые могут быть использованы для материально-технического оснащения участников борьбы, в первую очередь военно-экономический потенциал и финансовые ресурсы);
в) арсенал политического действия (состав и боеспособность вооруженных сил, военизированных организаций, других материальных сил);
г) свойства пространства, которые контролируются и используются данной политической организацией.
К информационным возможностям относятся:
а) полнота, надежность и своевременность осведомленности сторон об обстановке политической борьбы;
б) объем и качество научно-технических знаний, которые могут быть использованы в борьбе, и возможности их наращивания.
В организационные возможности сторон входят:
а) состояние собственных и коалиционных органов управления борьбой (как органов, принимающих решения, так и штабных аппаратов);
б) уровень кадрового состава органов управления;
в) эффективность нормативной системы, регламентирующей действия участников борьбы.
Возможности сторон не ограничиваются лишь этими параметрами. Можно также выделить возможности сторон в обеспечении прочных и сильных союзов с другими социально-политическими силами, социально-психологические и идеологические возможности (степень сплоченности и боевитости сторон, наличие опыта политической деятельности, уровень престижа в обществе борющихся сторон), возможности (степень и широта) идеологического воздействия и т.д., личностные возможности сторон (наличие ярких лидеров, компетентных руководителей, дальновидных теоретиков, степень убежденности и решительности последователей и т.д.).
Рекрутация элит
Процесс трансформации элит в условиях перехода к стабильной демократии обуславливается многими факторами: политическими, экономическими, социальными, психологическими и т.д. В контексте демократической трансформации речь идет, прежде всего, о появлении новых элит после устранения авторитарных и тоталитарных политических режимов. Понятно, ...
Политическая система Швеции и ее влияние на экономику страны.
Форма правления и государственный строй в Швеции
Королевство Швеция — конституционная монархия с парламентской формой правления. Глава государства — король (с сентября 1973 года — Карл ХУ1 Густав), за которым по конституции сохраняются только представительские функции, то есть он не имеет политической власти и официально представляет шведский народ. Его прежняя роль в назначении премье ...
Сущность понятия «информационное обеспечение выборов»
Согласно статье 44 Федерального закона об основных гарантиях информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию и способствует осознанному волеизъявлению граждан, гласности выборов. Концепция института информационного обеспечения выборов с его внутренней дифференциацией на информирование ...