Феномен всплеска исламского экстремизма подпитывается также самой политической ситуацией, сложившейся в ряде регионов, отличающихся повышенной конфликтностью.
Особенно это относится к ближневосточному региону. Трудно переоценить роль арабо-израильского конфликта в процессе активизации исламского экстремизма. Усиление радикального фундаментализма вследствие кризиса светского национализма, эскалация насилия и обострение социальной напряженности представляют собой тот фон, на котором экстремистские движения играют не последнюю роль.
Результатом израильской агрессии в этом регионе стали крайне негативные миграционные процессы: с 1948 г. только оккупированные территории Палестины покинуло около 2/3 арабов (почти 900 тыс.человек). К маю 1967 г. в лагерях ООН проживало почти 1300 тыс.палестинцев.28 Ливан за 9 лет гражданской войны покинуло 500 тыс.человек, или 20 процентов занятых в производстве.29 Значительная часть из них осела на территории соседних государств: Египта, Сирии, Ливана, Иордании. Не стоит упоминать, какие проблемы встали в связи с этим перед руководством государств этого региона, которые и так характеризовались отрицательной экономической динамикой. Достаточно упомянуть о том, что в 1968 г. в Сирии, Ливане, Иордании 843 тыс. палестинцев находились на положении маргиналов. 30 В результате израильской операции "Мир в Галилее" в 1982 г. из южных районов Ливана вместе с отрядами ООП мигрировали 50 тыс.шиитов, которые осели в трущобных районах Бейрута. В результате, лагеря беженцев с его озлобленным и обездоленным населением стали очагами национально-освободительного движения в его наиболее радикальных формах.
Особо следует отметить обострение межконфессиональных конфликтов на Ближнем Востоке, механизмы которых включились в результате негативных миграционных процессов, и, следовательно, нарушение границ этноконфессиональных ареалов, которые в данном регионе прослеживались довольно четко. Особенно ярко эта тенденция проявлялась не фоне гражданской войны в Ливане, где один из "фронтов" борьбы проходил между палестинцами и правохристианскими силами: "Каждый ливанец должен убить одного палестинца, - заявлял майор ЦХАЛ Хаддат, - ибо наша война против них - это война на истребление".30
Трудно переоценить материальный ущерб, нанесенный в результате военных действий. Так, в Ливане за 9 лет войны было уничтожено 750 тыс.заводов и мастерских, 13 тыс. торговых предприятий, 123 отеля, 87 тыс.жилых домов. Общий ущерб составил 80 млрд. ливанских фунтов.31 Экономическая дестабилизация повлекла за собой бедственное положение широких слоев населения.
Как не упомянуть здесь о исламистских организациях, активно использующих этот фактор в своих политических целях, и весьма действенно. В отсутствие государственного социального обеспечения исламисты активно создают собственную инфраструктуру: школы, больницы, мечети и т.п. Активно оказывается материальная поддержка, выдаются беспроцентные кредиты, предоставляется бесплатное медицинское обслуживание и т.д. В Ливане, например, эта поддержка оказывается всем, независимо от конфессиональной принадлежности, что говорит о стремлении создать твердую социальную базу Хезболла в условиях меняющихся политических реалий. 32
Большинство исламистских организаций имеют в своих структурах органы, занимающиеся социальной работой под лозунгом мусульманской благотворительности. Например, в структуре Хезболла численность функционеров, занятых в политической, религиозной и социальной сферах, достигает 10 тысяч.31
Исламисты не только создают таким образом резерв "бойцов джихада", но и активно пополняют ряды экстремистского крыла за счет безработных. В Ливане, где уровень безработицы достигал 35 процентов, вступающим в ряды Хезболла выдавалось единовременное пособие в размере 400 долларов, что являлось значительной суммой, когда средняя зарплата в Ливане составляла 11-12 долларов.
Таким образом, объективные социально-экономические последствия арабо-израильского конфликта и по сей день играют на руку исламистам, создавая для них благоприятную среду для формирования социальной базы.
Другим крайне негативным последствием этого противостояния явился кризис светского национализма, который оказался не в состоянии разрешить эту проблему на протяжении уже стольких лет. Этот фактор усугубился религиозным моментом: на оккупированной территории находится третья по значению святыня мусульман - мечеть Аль-Акса и, надо сказать, израильтяне не всегда относились к чувствам правоверных с уважением.
Были случаи осквернения мечети (например солдаты входили в них с собаками). Поэтому само существование этого фактора приводит в ярость некоторых ревнителей веры. Лозунг освобождение Аль-Аксы от неверных по сей день будоражит умы религиозных фанатиков от Африки до Азии.
Статусы, мобильность и политика
Положение человека или группы в той или иной иерархии тесно связано с таким понятием, как статус. Статусы бывают приписываемыми (то есть полученными не по своей воле, а в силу рождения – пол, возраст, национальность), и достигаемыми – т.е. приобретаемыми целенаправленными усилиями индивида. Однако человек одновременно принадлежит к разны ...
Виды власти
В современном обществе власть существует в конкретных видах, которые, в свою очередь, подразделяются на определенные формы и разновидности. Например, с точки зрения ее социального уровня можно различать: а) власть в масштабе всего общества; б) власть внутри того или иного коллектива (организации); в) власть в отношении между двумя индиви ...
Геополитическое направление в исследовании
международных отношений
На рубеже XIX и XX веков стало формироваться совершенно новое направление в исследовании международных отношений - геополитическое. Идея о существовании зависимости между политической жизнью государств и народов и географической средой высказывалась задолго до XX столетия. В Новое время подобные взгляды были характерны для Ш. Монтескье. ...