Положение человека или группы в той или иной иерархии тесно связано с таким понятием, как статус. Статусы бывают приписываемыми (то есть полученными не по своей воле, а в силу рождения – пол, возраст, национальность), и достигаемыми – т.е. приобретаемыми целенаправленными усилиями индивида.
Однако человек одновременно принадлежит к разным социальным стратам, то есть обладает различными социальными статусами, среди которых есть один – главный. Человеку свойственно строить свою жизнь в соответствии с нормами и установками, соответствующими более высокому статусу. Это вызывает сопротивление других статусов и ведет к определенной конфликтности в восприятии своего места в обществе, и как следствие – обостренную политическую реакцию
на жизненные ситуации. Таким образом, одна только разница социальных статусов («социальная декомпозиция») способна вызвать социальную и политическую напряженность в поведении человека.
Политически значимым является и то, что граждане и группы стараются преодолеть ограниченность собственных ресурсов и подняться по социальной лестнице.
Повышение статуса одних (восходящая мобильность) часто приводит к понижению статуса других групп (нисходящая мобильность), а иногда и к уничтожению конкурирующей группы. Это вызывает активное сопротивление последней, провоцирует обострение правого и левого экстремизма, вызывает массовое распространение зависти, стрессов, предубежденности.
Возбуждение политических отношений вызывает и восходящая динамика слоев, находящихся на низших ступенях социальной лестницы. Это может привести к перевертыванию статусов. Потому в интересах стабильности общества необходимо идти по пути уменьшения неравенства в доходах.
Политическая жизнь общества: субъекты политической жизни, типы
политического поведения, политическая социализация
Вопрос о субъектах политической жизни представляет для политологии сложную проблему. С одной стороны, очевидно, что политика, политическая жизнь связана с деятельностью больших масс людей, что «…политика начинается там, где миллионы, не там, где тысячи, а там, где миллионы, там только начинается серьезная политика .»[1]. С другой стороны ...
Партийные системы
Страны делятся на группы в зависимости от того, сколько там партий, как они действуют, как соотносятся друг с другом, и с государством. Принято считать, что идеальным является состояние, когда в государстве много партий и все они активно участвуют в политической жизни, т.е. многопартийное состояние или многопартийная система. В науке наз ...
Политическая реклама как манипулятор общественным
сознанием. Рекламные тексты не изобретения Нового времени. Рекламная деятельность зародилась уже в античности. Это были в основном устные объявления, представляющие собой сгусток общеполезной информации. Для этого во многих древних государствах существовал специальный институт глашатаев. Основной функцией глашатаев было повседневное инфо ...