Учитывая вышесказанное, необходимо отметить разочарование большинства палестинцев в светских лозунгах палестинской революции, которая давно утратила свой первоначальный динамизм, а руководство ООП постепенно "обуржуазилось". Как это имеет место в других развивающихся странах, власть отделилась от народных масс. В этих условиях исламистская оппозиция перехватила инициативу, ее лозунги, понятные и близкие широким слоям населения, привлекают под ее знамена новых сторонников.
Есть сведения, что Израиль первоначально сам поощрял исламистов в качестве противовеса ООП. Во всяком случае "Хамас" была вполне легально зарегистрирована израильскими властями в качестве религиозно-просветительского общества.
Следует отметить еще один весьма негативный факт: именно с легкой руки палестинских "борцов за независимость" методы террора вошли в арсенал всех экстремистских группировок мира. Более того. они приобрели даже какую-то романтическую окраску "мученичества за свободу". 60-70-е гг. палестинский терроризм прочно держал первенство и, по словам Я.Арафата, "заставил весь мир дрожать перед палестинскими воинами".
Однако, не только не регулированный до сих пор арабо-израильский конфликт подпитывает религиозный экстремизм в мусульманских странах. Собственно исламский экстремизм можно с оговоркой назвать остаточным явлением холодной войны. Ставка на экстремистов делалась с обоих сторон во всех региональных конфликтов. Соцлагерь поощрял в основном "левый" экстремизм в образе "демократических сил". Так. с 1973 г. около 3 тыс. палестинцев, членов ФАТХа, армии освобождения Палестины, Демократического фронта освобождения и др. прошли курс военной подготовки в СССР.
По словам заместителя ФАТХ Хадира, учащиеся на военных курсах под Севастополем постигали подрывное дело, закладку минных полей, уничтожение мостов, ведение боевых действий в условиях применения ядерного, химического и бактериологического оружия.32 Запад же сделал ставку на ультранационализм. Именно при непосредственном участии американских и английских спецслужб на территории Пакистана и создавались лагеря по подготовке моджахедов для ведения боевых действий против советских войск в Афганистане. В 1981 г. в соответствии с соглашением подписанным между пакистанским диктатором Зия-уль-Хаком и США весь контроль за действием в Афганистане был возложен на Межведомственную разведку Пакистана (МВР). Благодаря мощному финансированию со стороны США, она занимает привелегированное положение в системе силовых структур, поддерживала такие экстремистские организации как "Джамаа-и-ислами", "Джамаа-улема-и-ислами". 33
Результатом этой политики явилось создание исламистского движения Талибан.
Стоит упомянуть о факторе внешней поддержки. Не секрет, что многие исламистские организации материально и идеологически поддерживаются извне некоторыми режимами, такими как иранский, саудовский, пакистанский, суданский, а также афганский. По оценкам западных специалистов, Иран ежегодно выделяет до 100 млн.долларов для поддержания исламистских, главным образом, шиитских организаций за рубежом, 34 что является одним из направлений внешней политики.
В интервью французкому телевидению президент Египта Х.Мубарак заявил, что "именно Иран стоит за ростом числа террористических акций. Его действия направлены на подрыв безопасности, не только в Египте, но и во всем регионе".34
По данным МВД Турции, большинство фундаменталистских организаций, действующих в этой стране связано и ИРИ, а крупнейшая фундаменталистская партия "Рефах" ("Благоденствие") до 1998 г. входившая в правительственную коалицию, финансируется Саудовской Аравией и Ираном. 35
Руководство ИРИ долгое время и не отрицало факты поддержки международного исламизма. Как заявлял А. Хаменеи в интервью журналу "Аль-Алям" ИРИ - "экстремистская часть мирового исламского движения", поскольку "сверхдержавы и Запад - самые крупные террористы" и с ними можно бороться только их же методами. "Мы считаем, что только экстремистское движение способно противостоять черному деспотизму крупных мировых держав и добиться успеха. Поэтому мы не только не отрицаем свой экстремистский подход к глобальному деспотизму, но и признаем его и гордимся им." 36
Показательно, что после взрыва в Иерусалиме и Ашкелоне в 1996г., унесших жизни 60 человек, официальное агентство ИРНА охарактеризовало данный факт как кару Божью, уповая на то, что "героизм камикадзе должен служить примером".37
Саудовская Аравия всячески отрицает свою причастность к поддержке исламского экстремизма, однако разного рода благотворительные организации и фонды, координируемые саудовской лигой исламского мира (ЛИМ), такие как "Аль Харамайн", "Ибрахим Аль Ибрахим" и др. заявили о себе в разных странах мира (России, США, Кении, Азербайджане и т.д.) в связи со своей дестабилизирующей активностью.38 Так, в 2000г. решением Министерства юстиции Азербайджана в республике было ликвидировано представительство международного благотворительного общества "Призыв" (Аль-Харамайн), которое под видом благотворительности вело "незаконную деятельность, направленную против азербайджанской государственности, политику разжигания межрелигиозной розни.39 Эксперты отмечают, что дестабилизация внутриполитической ситуации в ряде регионов, таких как Северный Кавказ и Средняя Азия, выгодна нефтедобывающим арабским государствам в плане сохранения своего лидирующего положения (например, препятствие выхода на мировой рынок богатейших углеводных ресурсов данных регионов).40
Технологии политической конкуренции
Наиболее часто применяемые технологии политической конкуренции и «интенсификации политических усилий» по продвижению «товара» как за счет деструктивного воздействия на положительные черты имиджа конкурентов, так и за счет эксплуатации недостатков электоральной системы. Первую группу политических технологий (далее — ПТ), определяемых как ...
Автономия элит и проблема их консенсуса
Когда-то немецкий социолог Карл Мангейм считал, что современной цивилизации свойственен процесс автономизации элит. Если в прошлом, когда общества институционально были слабо дифференцированы, высший класс был одновременно и правящей элитой, то сейчас произошли определенные изменения. Сегодня каждой институциональной сегментации общества ...
Собственность
I. Вместе с правом Штирнер, безусловно отвергает и правовое учреждение собственности. “Собственность живёт по милости права; право единственная её защита. Она не “действительность”, а фикция, идея. Это собственность правовая, законная, гарантированная; собственность “моя” не благодаря Мне, а благодаря праву”. Собственность в этом смысле ...