В программе христианские демократы определили место своей партии в политической жизни Италии в качестве буферной политической силы между церковью и государством, выступающей с позиций межклассового сотрудничества ХДП стремилась к сохранению характера массовой партии с тем, чтобы наиболее эффективно противостоять растущему влиянию коммунистов.
Рост численности ХДП в 1946-1972 годах:
Год |
Число членов в млн. |
1946 |
0,7 |
1955 |
1,2 |
1960 |
1,5 |
1968 |
1,7 |
1975 |
1,7 |
1976 |
1,7 |
С крахом фашизма изменилось отношение итальянцев к монархии, прежде положительное, а по окончании войны негативное из-за поддержки, оказанной монархией фашистскому режиму Муссолини. В обществе крепли республиканские настроения, но было достаточно сторонников и у монархии, особенно среди либералов, части христианских демократов и, конечно, монархистов. В июне1946 года состоялся референдум о форме государственного правления, который отличался исключительно высоким процентом голосовавших, в том числе впервые участвовавших в голосовании женщин. За установление республики было подано на 2 млн голосов больше. «Майский король» Умберто II объявил подсчет голосов неверным и отказался покинуть страну. В ответ на это состоялись грандиозные демонстрации протеста, правительство подтвердило правильность результатов референдума, и Умберто II, пробывшему на троне около месяца, не оставалось ничего иного, как признать волю большинства и навсегда покинуть родину. Италия стала республикой.
Одновременно с референдумом прошли выборы в Учредительное собрание, по их результатам лидер ХДП Альчиде Де Гаспери стал премьер-министром. Де Гаспери (1881 – 1945) – один из общественных деятелей Италии, обладавших в то время несомненными качествами общенационального политического лидера. Он был высокообразованным человеком, антифашистом, его деятельность и богатый жизненный опыт позволили ему стать видной фигурой в католическом движении и приобрести решающий авторитет главы христианских демократов. В соответствии с антифашистским духом Сопротивления Де Гаспери, сторонник межклассового характера ХДП и консенсуса с другими ведущими партиями, сформировал коалиционное правительство из представителей различных партий, в том числе социалистов и коммунистов. Пост заместителя председателя Совета министров и министра юстиции получил генеральный секретарь массовой в то время компартии Пальмиро Тольятти, популярный и авторитетный политический деятель.
Избранное одновременно с референдумом Учредительное собрание, 80% участников которого составляли депутаты-антифашисты, приступило к выработке конституции. Депутатам потребовалось на это 272 дня, утвержденная ими в декабре 1947 г. новая конституция вступила в силу 1 января 1948 г. В результате послевоенной расстановки политических сил конституция Италия стала одной из самых демократических конституций развитых стран.
Весной 1948 года состоялись выборы в парламент. Шла большая политическая игра. Неофашисты набрали всего 2% голосов. За блок коммунистов и социалистов проголосовала 1/3 избирателей, а христианские демократы победили с блеском, набрав почти половину голосов и став крупнейшей и господствующей партией в парламенте. Де Гаспери, оказавшийся в зените славы и успеха, сформировал свое пятое правительство, большинство членов которого принадлежали к ХДП. Началась эра правления ХДП.
Новый политический консенсус
Консенсус в области государственного строительства и межгосударственного взаимодействия призван объединять государства общностью идеалов, создавая тем самым зону политической управляемости как механизм устойчивого развития глобальной системы. Эффективность консенсуса основывается на добровольном признании и выполнении комплекса рекоменда ...
Избирательная кампания как форма политической деятельности
Выборы - важнейший компонент современной политики. Они представляют собой способ формирования органов власти и управления с помощью выражения по определенным правилам (в соответствии с избирательной системой) политической воли граждан.
В результате выборов избранные кандидаты наделяются властными полномочиями. Выборы используются в разли ...
Проблемы создания социального государства в России.
Можно назвать некоторые проблемы создания социального государства в России: 1. Россия еще не обрела опоры в праве, в правах человека и социальное государство в России не может опереться на фундамент правового государства: создание социального государства у нас не является новым этапом развития правового государства (как это имело место н ...