Государство, согласно программе ХДП, также является формой организации «естественных социальных структур», в которой одновременно проявляется как свобода, так и ответственность личности за общественное благо. Государство, в представлении идеологов ХДП, является сложной иерархической структурой, состоящей из «естественных групп», каждая из которых действует в собственной сфере. Все, что ограничивает низшие социальные структуры, относится к правам и обязанностям государства, а сфера автономной компетенции низших структур, в свою очередь, ограничивает деятельность государства.
Программа ХДП не только включала в себя все классические функции государства, но и в отличие от программы «Пополяри» предусматривала государственное вмешательство в экономику. Об этом, в частности тезис о производственной политике и планировании, о контроле над экономикой страны и социальном страховании. Унаследовав от фашизма национализированный сектор, ХДП приняла все необходимое для того, чтобы прочно удержать его.
В своей программе ХДП много места уделяло экономической политике, декларируя принцип «градуализма», т.е. постепенного проведения реформ. Этот принцип позволял ХДП откладывать конкретное претворение в жизнь идей на неопределенный срок.
Сформулированные в «Реконструктивных идеях» принципы экономической политики ХДП предусматривали отказ от принятия радикальных решений. Если вмешательство государства окажется необходимым, то, согласно программной установке христианских демократов требуется выбрать соответствующий метод его осуществления, который зависит от случая. Диапозон же методов простирается от национализации до участия государства в акционерном капитале. При осуществлении планирования, коль скоро оно в каком-то конкретном случае представится целесообразным, не должно наноситься ни малейшего ущерба частной инициативе. Большая часть экономики должна быть сосредоточена в частнокапиталистическом секторе, свободном от государственного вмешательства.
Все эти принципы экономической политики ХДП преследовали весьма определенные политические цели. С одной стороны, поддержать иллюзии части избирателей, рассчитывавших на эволюцию капитализма в направлении социализации экономики, с другой - сохранить в максимальной неприкосновенности существующую структуру.
Вопрос о политике союзов христианской демократии в ее программе поставлен таким образом, чтобы не оттолкнуть никого, кто хотя бы потенциально мог укрепить позиции партии в политической области.
Программа ХДП предлагала себя массам в качестве католической партии и обязывалась защищать права церкви. Сторонникам светского государства была обещана аконфессиональная, независимая от церковной иерархии партия, программа которой гарантировала отделение церкви от государства.
Трудящиеся, входившие в христианские профсоюзы получили заверения, что они будут участвовать в управлении предприятиями. Крестьянам посулили частичную аграрную реформу и ликвидацию засилья латифундий.
Предпринимателям и земельным собственникам были даны заверения в том, что экономическая система страны, ее политический строй не будут подвергнуты изменениям путем национализации и проведения радикальной аграрной реформы.
Стоит подчеркнуть, что сильной стороной программы христианской демократии было обращение к широким социальным слоям и вытекающая отсюда значительная гибкость программных установок. ХДП предложила себя буржуазии в качестве защитника ее идеологии, ее социальной и экономической структуры от коммунистической опасности. В то же время ХДП широко оперировала демократическими лозунгами, заявляла о невозможности возврата к социально-политическим отношениям фашистского государства, декларировала свой антифашизм. Христианские демократы выступали в защиту системы моральных ценностей человеческой личности, которые были попраны фашизмом.
Благодаря такой программе ХДП обеспечивала себе массовую поддержку со стороны мелкой буржуазии города и деревни. Политический и организационный опыт, накопленный христианскими демократами благодаря участию в Сопротивлении, а также руководству христианскими профсоюзами трудящихся, обеспечил ХДП поддержку также со стороны части рабочего класса.
Конец XX – начало XXI века
Многие исследователи вкладывают в понятие харизмы негативный смысл, утверждая при этом, что харизматическое лидерство особенно характерно либо для тоталитарных, либо для авторитарных политических режимов. Последние годы XX в. политический класс России жил предощущением угроз и неизбежности перемен. Харизматическое лидерство как основа ст ...
Российский тоталитаризм. Урбанизация в системе факторов его становления, эволюции и распада
Исторический путь России в XX в. пытаются объяснить с разных точек зрения: здесь и околонаучные идеи о злодеях-большевиках, "изнасиловавших" историю, и претендующие на универсальность теории модернизации и догоняющего развития, и не менее претенциозный цивилизационный подход, и работы тоталитарной школы, и т.д. Автору данной ст ...
Послание Конгрессу президента США Д. Монро от 2 декабря
1823 г. Д м. содержала три основных положения, выдававшихся за принципы внешней
политики США: невмешательство американских государств во внутр
[1] Coleman, Keneth M. The Political Mythology of the Monroe Doctrine: Reflections of the Social Psychology of Domination in Martz, John D. and Schoultz, Lars (eds) Latin America, the United States and Inter-American System (Wetview Press, Boulder, Co, 1981) p.p. 99, 100, 110. [2] de Madariaga , Salvador Latin America Between the Eagle a ...