В настоящее время Россия переживает один из наиболее противоречивых и сложных этапов в своей истории. Преобразования, начавшиеся с 90-х годов XX века, внесли серьезные коррективы и изменения во все сферы жизни общества и государства. Одним из проявлений начавшихся изменений в стране стало религиозное возрождение, которое характеризуется увеличением числа верующих, ростом в общественном сознании престижа религиозных организаций, действующих в стране, обращением к религиозной культуре, возникновением партий и движений на основе религиозной идеологии.
Изучение сути процесса религиозного возрождения способствует его более глубокому пониманию и выработки правильного вектора дальнейшего развития Российского государства. Это имеет не только научное, но и практическое, общественно-политическое значение. И в этом контексте дискуссия вокруг определения «возрождение ислама» может дать толчок к поискам более точных определений, отражающих суть происходящих в современном исламе изменений. Поэтому рассмотрение поставленной в работе проблемы можно было бы начать с обзора самого понятия «возрождение».
Термином «Возрождение» или по другому «Ренессанс» принято обозначать период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы (в Италии — XTV—XVI века, в других странах — конец XV—XVI век), переходный от средневековой культуры к культуре Нового времени. Важнейшей особенностью этого периода было особое толкование религиозных проблем своего времени. Конечно, нельзя автоматически переносить этот термин и его значение на современную действительность, но он хорошо подошел к сегодняшней действительности и легко прижился среди исследователей, политологов и журналистов.
Сам термин «возрождение» в русском языке означает «появление вновь, возобновление, подъем после периода упадка, разрушения». Если отталкиваться от периода гонений на религию в советские годы, то сегодняшнее обращение значительного числа людей к религии, и в частности к исламу, вполне позволяет применять данные определения.
Многие исследователи считают, что роль религии следует рассматривать объективно, исторически, в определенных условиях места и времени, так как это приближает исследование к реальной действительности. Религия, хотя и оказывает влияние на экономические отношения и другие сферы жизнедеятельности общества, не является исходной и определяющей, поэтому в разных обществах ей отводится разное место. Такой подход полностью применим и к изучению роли ислама в России. И следует говорить не столько о возрождении ислама, сколько о возрождении исламизма — политического движения мусульманской интеллигенции, так как сам ислам, как мировая религия, никогда не исчезал и ему не надо возрождаться. Возрождаются, а точнее активизируются, элементы, связанные с ним. Это явление общественное, связанное непосредственно с теми изменениями, которые стали происходить в экономической, политической и духовной жизни современной России. Поэтому если мы хотим понять, что происходит с исламом в наши дни, то должны представить не только его положение сегодня, но и отношение к нему в прошлом. И только на этом фоне можно правильно определить произошедшие с ним изменения, которые стали фактором жизни российского общества.
«Возрождение» — это обращение к опыту прошлого, опыту эпох. Но в настоящее время этот процесс происходит в других условиях. Хотя существование большого количества течений в исламе позволяет говорить о том, что часть из них действительно стремится к прошлому, стремится возродить так называемый «чистый ислам», прийти к его истокам. Таких взглядов придерживаются фундаменталистские течения, в частности ваххабизм, проникший в последние годы на территорию России и стран СНГ.
Таким образом, оценивая религиозную ситуацию, следует принять во внимание наличие в стране различных религий, конфессий, религиозных направлений, их количественное соотношение, взаимоотношения между собой, историческую вписанность в данное общество, их взаимоотношения с данным обществом и государством.
Политическая реклама, как орудие борьбы за голоса избирателей
Анализируя рекламу, как инструмент политической конкуренции, необходимо дать определение термину «политика». Политика понимается как: · Система государственных институтов, включающая ветви власти: законодательную, исполнительную, судебную; политические организации, партии, общественные объединения и движения. · Политика, как динамический ...
Сущность политической элиты. Концепции элит
Термин элита в переводе с французского означает лучшие, отборные, избранные группы или представители какой-либо части общества. Идеи политического элитизма возникли в глубокой древности. Еще во времена разложения родового строя появляются взгляды, разделяющие общество на высших и низших, благородных и чернь, аристократию и простой люд. Н ...
Функции государства
Природа государства и его положение в политической системе предполагают наличие ряда специфических функций, отличающих его от других политических институтов. Функциями государства называются основные направления его деятельности, связанные с суверенитетом государственной власти. От функций отличаются цели и задачи государства, отражающие ...