Конкретно-исторический характер государства оказывается не только в ее соответствующей формационной прописке (речь идет о рабовладельческом, феодальном, буржуазном государстве), а и в ее историчности как такой, во времени. Понятие "государство" и "власть" не тождественные, власть более старая государства, ибо не может быть общества безвластного (то есть анархического), и в течение всей первобытной истории эта власть функционировала как негосударственное и дополитическое общественное самоуправление.
Государство как политическая организация - это такой общественный механизм, который призван защищать интересы людей определенной территории и регулировать посредством правовых норм взаимоотношения между ними, используя при необходимости специальные органы принуждения.
Как особенный конституированный субъект государство выражает общественный (публичный) характер человеческой деятельности. В меру своей эволюции она выявляет, таким образом, отделение общественной сущности от самого общества. Чем больше развитое государство, тем более она отделена от общества, которое в Новое время приобретает качества "гражданского" в противовес "обществу политическому", то есть собственно государству.
Государство опосредствует движение основного противоречия человеческой деятельности между ее общественным характером и индивидуальной формой осуществления. Сущность государства развивается в меру того, как разворачивается опосредствованное ею противоречие и выявляет себя внешне как восходящее движение от государственности к государству.
Сущность государства раскрывается медленно. Развиваясь, государство, как и каждый другой социальный феномен, проходит стадию становления, а затем последовательно выступает как явление "в себе", "для себя", "для других".
Качества государственности можно найти уже в ранних выявлениях социальности. Но как самостоятельный феномен государство конституируется только тогда, когда противоречие между индивидом и обществом уже может быть выяснено как основное социальное противоречие (для этого нужна достаточно высокая степень развития как общества, так и индивида). Становление государственности заканчивается отделением государства от общества (от индивида также) в роли самостоятельного субъекта.
В начале осуществляется обособление государства от общества, начерчивается только ее сущность. Государство еще остается "вещью в себе" и относится к обществу как часть к целому.
Последующее развитие государственности связано с рождением бюрократии. Во внутренней структуре государства постепенно образуется особенная социальная прослойка (группа), которая непосредственно осуществляет государственные функции, светскую политику. Эта прослойка находится в особенных отношениях не только с обществом как целым, но и со всеми другими социальными группами. Таким образом, государство конституируется не только в определенную часть общества, но и как ведущая группа общества. В таком случае государство уже не есть "вещь в себе", а выступает как "вещь для себя". Сущность государства в этом случае оказывается уже достаточно выразительно, но еще не раскрывается как движение противоречия между индивидом и обществом.
Позже развитие государственности связано с установлением общественного контроля над бюрократией. В ходе борьбы со всевластием бюрократии происходит формирование нации. Этот противоречивый процесс осуществляет двойное влияние как на положение индивида, так и на положение общества.
С одной стороны, индивид здесь утверждается как полностью самостоятельный и свободный субъект. С другой, устанавливая контроль над бюрократией, он должен признать себя частью определенной целостности, что состоит из таких как он индивидов, и ограничить свою свободу в интересах этой целостности. Происходит своеобразное "удвоение" функций индивида: он одновременно встает частным лицом и гражданином. Соответствующие изменения происходят и внутри общества. С одной стороны, происходит объединение совсем самостоятельных индивидов-атомов, связанных между собой лишь отношением к государству. с другого - государство стимулирует рождение нации и сама "распространяется" от прослойки бюрократии к масштабам всего общества. Общество также вроде бы удваивается, распадаясь на гражданское общество и политическое государство.
История политических учений. Методологические подходы
к изучению истории политических учений
Начнем с того, что в истории человеческого общества со времен возникновения государства и до наших дней существовало множество различных политических учений и теорий самого разного содержания и социальной направленности. Чтобы нормально понимать эти учения необходимо руководствоваться определенным методологическим подходом, который мы ра ...
Современные социально-политические течения. Марксистский социализм
В теории марксизма социализмом называли общество, находящееся на пути развития от капитализма к коммунизму, то есть уже не общество социальной справедливости, а только подготовительная ступень к нему. Социалистическое общество выходит из капиталистического и поэтому «во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраня ...
История Югославии
В переводе "Югославия" значит "земля южных славян". Название стране дали племена южных славян — сербы, словенцы и хорваты, которые захватили Балканский полуостров в VI веке н.э. В X веке Сербия стала одним из самых могущественных балканских государств, но в 1459 году эти территории были завоеваны Оттоманской империей ...