В переводе "Югославия" значит "земля южных славян". Название стране дали племена южных славян — сербы, словенцы и хорваты, которые захватили Балканский полуостров в VI веке н.э. В X веке Сербия стала одним из самых могущественных балканских государств, но в 1459 году эти территории были завоеваны Оттоманской империей турок. Сербия обрела независимость лишь в 1878 году, после русско-турецкой войны 1877-1878 годов.
Соседние с Сербией Словения, Хорватия и Босния и Герцеговина в XIX веке находились под властью Австро-Венгерской империи. В этот период набрало силу движение за объединение южных славян. В 1914 году, после покушения боснийского серба Гаврилы Принципа на австрийского принца Франца Фердинанда, началась первая мировая война. Австро-Венгрия объявила войну Сербии, на которую возложила вину за убийство принца. В конце войны в 1918 году Австро-Венгрия распалась, и было образовано Королевство сербов, хорватов и словенцев, в 1929 году переименованное в Югославию. До начала 90-х годов современная Югославия входила в состав более крупного федеративного государства, которое тоже называлось Югославией и занимало значительную часть Балканского полуострова. Во время Второй мировой войны Югославия распалась, однако в 1945 году была объединена под властью коммунистического правительства во главе с президентом Иосифом Броз Тито.
Представители разных этнических и религиозных групп не могли сосуществовать мирно, и в начале 90-х годов Югославия распалась на отдельные государства. Из состава федерации Югославия вышли 4 республики из 6: Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония. Сербия и Черногория образовали новое, меньшее но площади, государство, сохранившее прежнее название "Югославия". В 1992 году сербское население, проживающее в Югославии, и в соседней Боснии, стали притязать на часть боснийских территорий. Сербы на территории Хорватии, Боснии и Герцеговины при поддержке соседней Сербии (Белграда) попыталось создать еще две республики. Это и привело к гражданской войне, которая продолжалась около четырех лет. В конфликт в Боснии и Герцеговине вмешалась Югославия. Война унесла около 170 тысяч человеческих жизней, подорвала экономику. Дополнительную остроту ей придавала различная религиозная принадлежность воевавшего в ней населения: сербы и черногорцы – православные, хорваты – католики, а боснийцы, в основном, - мусульмане. По мирному соглашению, подписанному в г. Дейтон (США) в конце 1995 г., Босния и Герцеговина преобразованы в государство, состоящее из двух автономных республик: Сербской Республики и мусульмано-хорватской федерации. Созданы для них органы управления.
Тысячи невинных мирных жителей, женщин и детей были убиты, ранены или лишены крова. Миротворческие силы Организации Объединенных Наций не смогли остановить войну, которая продолжалась до середины 1996 года. Международные торговые санкции, примененные к Югославии за вмешательство в боснийский конфликт, подорвали экономику страны.
Сегодня две трети населения современной Югославии (бывшей Сербии и Черногории) состоит из сербов и черногорцев. Исключение представляет провинция Косово, расположенная на границе с Албанией. Ее населяют в основном люди албанского происхождения. Большинство югославов говорит на сербохорватском языке, и многие сербы и черногорцы являются последователями Сербской ортодоксальной церкви.
Соотношение прав и религиозных норм как фактор регулирования политических отношений в обществе
Роль религии не является начальной и основной, хотя она и влияет на экономические отношения и иные сферы жизни общества. Она санкционирует определенные взгляды, деятельность, отношения, институты, придает им «ореол святости» или объявляет «нечестивыми», «отпавшими», «погрязшими во зле», «греховными», противоречащими «закону», «Слову Божи ...
История политических учений. Методологические подходы
к изучению истории политических учений
Начнем с того, что в истории человеческого общества со времен возникновения государства и до наших дней существовало множество различных политических учений и теорий самого разного содержания и социальной направленности. Чтобы нормально понимать эти учения необходимо руководствоваться определенным методологическим подходом, который мы ра ...
Социально-политический идеал и критика современного мирового порядка
исламскими фундаменталистами
Для идеологии исламского фундаментализма характерна опора непосредственно на Коран и Сунну, которые объявляются единственными критериями всех человеческих ценностей. Все понятия, традиции, законы, противоречащие этим источникам шариата, должны быть отвернуты как несущественные. С этим подходом связана четко выраженная идея дихотомии мира ...