Государство занимает особенное место в политической системе, предоставляя ей целостности и стойкости, ориентированности на важные общественные дела. Она выполняет исключительный и необходимый объем деятельности из управления, распоряжается ресурсами общества и регулирует его жизнедеятельность. Государство - основное орудие власти, носитель суверенитета, то есть неограниченной верховной, неделимой политической власти. Именно в государстве концентрируется весь комплекс экономических, социальных, политических и культурно-духовных интересов разных социальных групп, противоречий, что возникают между ними, и средств их преодоления и согласования.
Понятие "государство" возникло около трех тысячелетий тому (древнее государство Урарту существовало в IX-VI ст.д.о н. э). Греческий философ Платон представлял идеальное государство как иерархию трех состояний: правителей-мудрецов, воинов и чиновников, крестьян и ремесленников. Основоположник утопического социализма Т. Мор утверждал: государство - это заговор богатых против бедных. Г. Гегель считал, что государство - это образ и действительность ума, эта жизнь Бога в мире. Для него было понятным, что государство, правительство возникают лишь тогда, когда уже существуют сословные отличия, когда богатство и бедность становятся очень большими и когда возникают такие отношения, за которых большая масса уже не может удовлетворить свои потребности.
Государство возникло как результат процессов, что происходили в обществе, как реакция на развитие его потребностей. В разные эпохи формировались и разные взгляды на происхождение государства. За теологической теорией (идеологи религий Древнего Востока, христианской церкви, средневековых монархий, исламской религии) происхождения государства объясняется Божьей волей.
Патриархальная теория (ее представители - Аристотель и др.) доводила, что государство происходит от семьи; абсолютная власть монарха является продолжением власти отца в семье (патриарха).
Договорная теория (Гроций, Гоббс, Руссо) обосновывает положения, что государство возникло в результате соглашения (договора) между людьми. Эта теория выводит государство не из экономических отношений, а непосредственно из воли и сознания людей, их ума.
Психологическая теория (Петражицький, Фрейзер, Тард) объясняет государство особенными свойствами психики, в частности психологической потребностью людей в подчинении. По мнению поклонников этой теории, государство - это организация, которая создается для руководства обществом со стороны определенных лиц.
Теория “ненасильственности” (Гумплович, Дюринг) отстаивает возникновение государства актом насилия, завоеванием земледельцев кочевниками. При завоевании должен быть определенный уровень производительных сил, должна существовать собственность.
Согласно с марксизмом, государство возникает вместе с делением общества на классы, социальные группы. Организация, которая возникла из родоплеменных форм, становится государством, когда ее содержание и функция сводятся к защите экономических, политических и идеологических интересов группы, что владеет основными средствами производства. В результате государство как надстройка над экономическим базисом общества определяется характером производственных отношений, прежде всего отношениями собственности на основные средства производства. Внешними признаками образования государства в древней Греции были: замена общественного деления за признаком кровных связей территориальным делением и организацией; выделение внешнего относительно общества аппарата власти (армия, полиция, суд); содержание этого аппарата за счет налогов из граждан.
Своеобразно истолковал суть государства немецкий ученый М. Вебер, который разработал "политическую социологию господства". Власть, за Вебером, означает возможность осуществления воли внутри определенного социального отношения, даже вопреки сопротивлению других его участников. Основным признаком господства он считал способность аппарата управления гарантировать "порядок" предоставленной территории путем угроз или и применение психического и физического насилия. "господство" рассматривается в политической социологии Вебера как особенная форма власти, как основной институт в системе государства.
Мировоззренческая и демократическая составляющие американского популизма
Популизм не исчерпывался социально-политической проблематикой. Движение несло с собой целый пласт мировоззренческих, психологических и этических проблем. Популистское сознание характеризовалось особым, не рационально-теоретическом, а интуитивно-прагматическим видением мира и места личности в нем, своеобразным отношением к историческим су ...
Взаимоотношения политики с другими сферами общественной
жизни Понимание природы политики неизбежно предполагает и осознание се связей с другими сферами общественной жизни. Испытывая влияние экономики, морали, права, равным образом и сама, оказывая воздействие на эти и другие области человеческой жизнедеятельности, политика обретает определенные черты и свойства, которые более полно раскрывают ...
Введение.
Исследование вопроса о правовом статусе имеет большее значение в современной юридической науке, так как парламентское право не стоит на месте, в законодательстве постоянно появляются важные новеллы, затрагивающие основные права и обязанности парламентария. В России идет процесс поиска оптимальной модели функционирования основных элементо ...