В начале 2007 года Саркози оказался единственным претендентом на участие в президентских выборах, намеченных на апрель-май, как кандидат от UMP. 14 января 2007 года он получил 98 процентов голосов на безальтернативных внутрипартийных выборах. Его основным конкурентом в борьбе за президентское кресло считалась кандидат от социалистов Сеголен Руаяль (Segolene Royal). После середины января Саркози лидировал в социологических опросах, хотя ранее он уступал Руаяль. Рост его популярности связывали с рядом заявлений, которые правый кандидат сделал по экономической теме. Он, в частности, постарался смягчить свой образ радикального реформатора, подчеркнув, что выступает не просто за свободный рынок, но за "управляемый и регулируемый" свободный рынок. Как считают наблюдатели, Саркози тем самым старался привлечь голоса избирателей из центральной части политического спектра.
Нынешняя предвыборная кампания стала полигоном для испытания новейших электоральных технологий. Впервые 882 тыс. избирателей из "заморских территорий" Франции (Гваделупа, Гаяна, Мартиника, Французская Полинезия), а также французские граждане за границей начали голосовать за день до официальных выборов. Впервые половина всех бюллетеней была сделана из бумаги, полученной в результате переработки вторсырья. Еще одно новшество, наделавшее много шума,— это голосование с помощью компьютера. Правда, воспользоваться новинкой было предложено лишь 4% избирателей в 1600 муниципалитетах.
Огромную роль в президентской гонке сыграл интернет. За последние месяцы во Франции появился новый тип пользователя сети — блогер-активист. Многие кандидаты привлекали "культовых" блогеров для участия в собственной пиар-кампании. Еще одно новшество — "имейлинг", который позволяет за небольшие деньги рассылать десятки тысяч информационных писем или плакатов. Кроме того, активно использовалось интернет-видео: передача в прямом эфире митингов, клипов, интервью, пародий. Самыми передовыми оказались, как ни странно, правые: Никола Саркози и Жан-Мари Ле Пен превратили свои сайты в круглосуточное веб-телевидение.
Впрочем, не пренебрегали кандидаты и традиционными методами агитации. По телевизору крутили предвыборные ролики всех 12 кандидатов, а власти четко отслеживали, чтобы у каждого участника предвыборной гонки был равный доступ к СМИ. Перед выборами весь Париж был заклеен плакатами с портретами кандидатов, многие из которых становились жертвами "черных пиарщиков". Так, на портретах Никола Саркози часто подрисовывали свастику и писали на лбу "Фашист!", а фотографии Сеголен Руаяль заклеивали листовками с надписью "Ты — не наш президент!".
В субботу (последний день, когда можно было вести агитацию) по центру Парижа бродили толпы молодых активистов из штабов основных кандидатов. На площади Республики стояли молодые люди в голубых майках и вручали всем прохожим горшки с растениями: "В воскресенье начинается новая жизнь! Голосуйте за Никола Саркози!"
Анализ первого тура
На национальном уровне Николя Саркози получил 31,18 %, а Сеголен Руаяль — 25,87 %, тогда как на выборах 2002 года Жак Ширак получил 19,88 %, а Лионель Жоспен — 16,8 %. Правый центрист Франсуа Байру утроил свой результат по сравнению с 2002 годом с 6,84 % до 18,57 %. Ультраправый кандидат Жан-Мари Ле Пен в этот раз получил лишь 10,44 % по сравнению с разгромными для социалистов 16,86 % на прошлых выборах 2002 года. Так как в марте-апреле Николя Саркози значительно сменил свою позицию на более правую, многие комментаторы считают, что он в результате переманил часть традиционных ультранационалистов от Ле Пена. В целом левое крыло получило 36 %, центристы — 18,5 %, правое крыло — 33 % и ультраправые — 10,6 %.
Кроме 4 основных кандидатов, остальные участники президенсткой гонки получили лишь небольшое число голосов в противоположность предыдущим президентским выборам. Оливье Безансно (Революционная коммунистическая лига) получил менее 5 % голосов (4,11 %), что позволило бы ему получить государственную компенсацию за политическую кампанию. Традиционалист-аристократ Филипп де Вилье получил 2,24 %, коммунистка Мари-Жорж Бюффе — 1,94 (по сравнению с 3,37 %, которые получил Робер Ю в 2002, которые, кстати, тогда стоили ему его поста в Коммунистической партии). Кандидат зелёных (Доминик Вуане) получила лишь 1,57 % против 5,25 %, полученных в 2002 году Ноэлем Мамером. Существенно меньше получила также Арлетт Лагийе из Рабочей борьбы: только 1,34 вместо 5,72 % в 2002. Не участвовали в голосовании 15,4 % избирателей.
С общим участием 84,6 % избирателей выборы 2007 года достигли уровня участия, невиданного с 1965 года, когда активность избирателей была 84,6 %. Более того, большинство французских граждан отказались от протестного голосования, хотя лозунг левых «Любой, только не Саркози», возможно, добавил голосов Байру и Руаяль.
Средства политической коммуникации
Коллективный характер реализуемых в политике целей предполагает их обязательное осознание и разделение всеми членами коллектива (государства, нации, группы, партии и т.д.). Обеспечение этого невозможно только лишь при прямом, контактном взаимодействии акторов политического процесса. Поэтому становится необходимым использование специальны ...
СМИ и предвыборные кампании в России. Предвыборные
технологии.
Современные предвыборные кампании – это политическое шоу, остро нуждающееся в СМИ. Наибольшие шансы имеет тот, кто больше примелькался на телевидении. Где был бы сейчас Владимир Вольфович Ж., если бы не телевидение? Димитриади. Д. Н. в статье «Политическая реклама[7]» касается предвыборных технологий. «Неизбежные этапы предвыборной кампа ...
Объект и субъект власти. Ресурсы власти – процессы их реализации
Основными компонентами власти являются её субъект, объект, средства (ресурсы) и процесс, приводящий в движение все её элементы и характеризующиеся механизмом и способами взаимодействия субъекта и объекта. Субъект власти воплощает её активное направляющее начало. Им может быть отдельный человек, организация, общность людей, например, наро ...