Главенствующей формой правления в современном мире является республика. Исторически она возникла гораздо позже, нежели монархия. Если монархия отражала представление о власти как феномене высшей, сакральной природы, то республиканизм стал наиболее логичным выражением теории общественного договора. Источником власти, сувереном в этом случае рассматривается сам народ, а все органы власти являются производными от его воли. Таким образом, республика (от лат. "res publica" - общественное дело, всенародное) - это форма правления, при которой высшая государственная власть осуществляется коллегиально органами, избираемыми населением на определенный срок.
Для республиканской формы правления определяющими являются следующие черты:
1. Производность государственной власти от суверенитета народа: "respublica est res populi" ("государство - всенародное дело").
2. Выборность высших органов государственной власти и их коллегиальный, коллективный характер их деятельности.
3. Наличие выборного главы государства.
4. Избрание органов верховной государственной власти на определенный срок.
5. Юридическая ответственность всех ветвей власти, в том числе главы государства.
Среди республиканских форм правления выделяется три разновидности:
- президентские,
- парламентские,
- смешанные (президентско-парламентские).
Их ключевые отличия определяются не только конфигурацией высших государственных органов и границами их прерогатив. Каждая из республиканских форм правления предполагает определенную стилистику осуществления властных полномочий, степень элитарности государственного управления, его централизации (децентрализации), наличие сдерживающих механизмов, защищающих гражданское общество от возможного политического диктата со стороны государства, их жесткость или формализованность, локальность.
Президентская республика (США, Филиппины, Мексика, Зимбабве, Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Боливия, Сирия и др.) предполагает высокую степень децентрализации государственной власти (но не государственного управления!). Политическая активность исполнительной власти в рамках такой формы правления является преобладающей, но ограниченной влиянием представительных органов. Тем самым, появляется возможность для "сдерживания" государством себя же, уравновешивания управленческих возможностей высших государственных органов. Но последовательная реализация такого принципа может быть нарушена при нарастании авторитарных тенденций в действиях президентской власти в ущерб полномочиям парламента, либо при сохранении тесных политических связей президентской и парламентской властей (например, когда президент является главой партии, образующей в парламенте наибольшую фракцию). В этих случаях формируемая в рамках административной системы жесткая управленческая структура сочетается с образованием единого эпицентра политического влияния - рождается "сильная" президентская республика.
Устройство президентских республик характеризуются следующими чертами:
- законодательная и исполнительная власти избираются в отдельном порядке (на основе прямых, всеобщих выборов или, в отдельных случаях, коллегией выборщиков) - т.е. одна власть не может быть избрана другой.
- президент одновременно является главой государства и правительства, обладая правом самостоятельно формировать правительство в качестве своей администрации или отдельной ветви исполнительной власти; правительство ответственно непосредственно перед президентом и подконтрольно ему в своей текущей деятельности.
- реализация наиболее последовательного и жесткого варианта разделения властей - на основе "сдержек и противовесов", включая отсутствие или существенное ограничение права президента на роспуск парламента, отсутствие права парламента на смещение правительства, чрезвычайный характер права парламента на смещение президента (процедура импичмента).
- сохранение преобладания парламента в области законодательной деятельности при существовании значительных прерогатив президента в этой сфере (включая право суспенсивного, или отлагательного вето на законы, требующее преодоления квалифицированным большинством парламента).
Избирательная
система
Законодательная власть в Нидерландах представлена двухпалатным Парламентом (Генеральными штатами), состоящим из 225 депутатов. Нижняя палата – Палата представителей (150 депутатов), избираемых путем всеобщих прямых выборов на основе пропорционального представительства сроком на четыре года. Сенат – 75 сенаторов, избираемых путем косвенны ...
Особенности
агитационной кампании
На этапе агитационной компании реализуются планы и стратегические замыслы, созданные на подготовительном этапе. Компания может быть направлена, на создание положительного имиджа кандидата, так и на разрушение имиджа соперников. В целом этот этап состоит из совокупности различных мероприятий, на которых используется определенный набор мет ...
Первые политические партии и организации (1988 - август
1991 гг.)
В настоящее время из политических партий, образованных до августа 1991 г., продолжают свою деятельность Объединенная демократическая партия Беларуси (после объединения в 1995 г. с Гражданской партией стала называться Объединенной гражданской партией) и Белорусская социал-демократическая Грамада (сейчас одна из правопреемниц этой партии н ...