Парламентарная республика (Эстония, Молдова, Индия, Италия, ФРГ, Венгрия, Чехия, Словакия и др.) представляет собой форму правления, основанную на наиболее последовательной реализации идеи народного представительства. Парламент, избираемый на основе всеобщего, прямого избирательного права и отражающий весь спектр влиятельных партийно-политических группировок, обладает верховенством в системе разделения властей. Тем самым, максимальная децентрализация власти задачей такой формы правления изначально не является. В обществе сохраняется единый эпицентр политического влияния. Но его конфигурация может быть различной. Сильный парламент может в наибольшей степени "оттягивать" на себя реальные властные полномочия, приобретая ключевое положение не только в законодательном, но и во всем политическом процессе. При образовании устойчивого правового статуса правительства, его глава (как правило, являющийся и лидером правящей партии или парламентской коалиции) может стать ключевой политической фигурой в государстве. Такая система государственного управления имеет возможность превратиться в не менее "сильную", нежели президентская республика (например, "канцлерская республика" в ФРГ). Но в случае политической раздробленности самого парламента, неустойчивости коалиций и активной фракционной борьбы, парламентская республика может стать символом политически "слабого", конфликтного государства (Италия).
Устройство парламентской республики характеризуется следующими чертами:
- преобладание принципа верховенства парламента, в т.ч. в системе разделения властей,
- политическая ответственность правительства перед парламентом, что в частности предполагает формирование правительства законодательным органом из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающей большинством голосов в парламенте), право парламента выразить вотум доверия либо вотум недоверия деятельности правительства в целом, главы правительства (председателю совета министров, премьер-министру, канцлеру), конкретного министра.
- премьер-министр, возглавляющий правительство и представляющий наибольшую фракцию в парламенте, является наиболее влиятельной политической фигурой;
- право парламента на смещение правительства затруднено с точки зрения процедуры его принятия,
- президент, как глава государства, избирается парламентом или коллегией выборщиков, образуемых парламентом, т.е. не избирается на основе прямых выборов,
- президент является главой государства, но не главой правительства, его прерогативы сокращены, в том числе в области законодательного процесса, роспуска парламента, контроля над деятельностью правительства и его составом.
Смешанная (президентско-парламентская) республика (Франция, Португалия, Коста-Рика, Эквадор, Перу, Турция, Венесуэла, Финляндия, Польша, Болгария, Австрия и др.) характеризуется сложным сочетанием черт президентской и парламентской форм правления. Ее отличительная особенность заключается в двойной ответственности правительства - и перед президентом, и перед парламентом. Преобладание той или иной ветви власти обеспечивается распределением их прерогатив области контроля над правительством (кто назначает состав кабинета - президент или премьер-министр, представляющий наибольшую парламентскую фракцию, кому принадлежит инициатива выражения вотума недоверия правительству - исполнительной или законодательной власти, каковы юридические последствия такого вотума - обязательность президента или его право на роспуск парламента в случае выражения вотума). Сами президент и парламент избираются при такой форме правления, как правило, на основе всеобщих прямых выборов и не обладают широкими возможностями по взаимному контролю. Смешанная республиканская форма правления в наибольшей степени характеризуется сугубо политическими механизмами властвования наряду с формально-юридическими. В правовом отношении это выражается в наличии более или менее широкого круга "конституционных соглашений" - неписанных норм взаимодействия государственных органов и осуществления ими властных полномочий. Это может создавать перманентную конфликтность в системе государственного управления, но в странах с развитой системой демократии скорее обеспечивает гибкую, политически адаптивную форму правления.
Сущность и разновидности партийных систем
Партийная система представляет собой механизм взаимодействия и соперничества партий в борьбе за власть и осуществление. Проводя классификацию партийных систем, следует учитывать три основных показателя: 1. число партий; 2. наличие или отсутствие доминирующей партии или коалиции; 3. уровень соревновательности между партиями. В политологии ...
Эрнест Мандель
Эрнест Эзра Мандель (Ernest Ezra Mandel, 5 апреля 1923, Франкфурт-на-Майне – 20 июля 1995, Брюссель) – известный марксистский теоретик-антисталинист, автор книг «Власть и деньги», «Поздний капитализм» и др. Родители Э. Манделя, польские евреи, переехали в Бельгию (Антверпен), когда он был ещё ребёнком. В возрасте 18 лет Э. Мандель станов ...
Хамас (Харакат аль-мукавама аль-исламийя). Исламское движение сопротивления
Введение "Хамас" (Аббревиатура полного названия организации - "Харакат аль-мукавама аль-исламийя" в переводе с арабского - "Исламское движение сопротивления"). Организация была основана 14 декабря 1987 года в городе Газа (Палестина) шейхом Ахмедом Ясином, который провозгласил, что - любого еврея можно считат ...