Свобода образования и деятельности политических партий в России конституционно признанна. Возникает, однако, важный в теоретическом и практическом плане вопрос, является ли эта свобода абсолютной или она может быть в той или иной мере ограничена. В современной конституционной доктрине по вопросу о свободе образования политических партий существуют две противоположные точки зрения. Сторонники радикального либерализма считают, что эта свобода должна быть абсолютной, ибо любое ограничение означает отрицание демократии. Другие, рассматривая многопартийность, свободу образования политических партий как неотъемлемый признак демократического правового государства, вместе с тем отстаивают право этого государства защищать демократический конституционный строй. «Следовательно, перед демократическим государством стоит задача правильно определить эти границы, то есть соблюсти разумный баланс между свободой.
Безусловно, в Российской Федерации с принятием Федерального Закона «О политических партиях» в процедуре создания политических партий произошли существенные изменения. Поскольку данный Федеральный закон был принят, когда в России уже сформировались политические партии, законодателю пришлось выделить два способа учреждения партии (п. 1 ст. 11 ФЗ « О политических партиях»):
- образование её на учредительном съезде, когда инициатива создания партии исходит непосредственно от граждан;
- создание партии путём преобразования общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на их съезде, когда инициатива исходит от руководящих органов этого общественного объединения, управомоченных на то их уставом.
При первом способе образования политической партии инициатива создания партии исходит непосредственно от граждан - учредителей партии, объединившихся для достижения указанной цели в оргкомитет, в составе не менее 10 человек сроком на один год, причем в законе порядок формирования и роспуска его персонального состава не уточняется.
Далее, в соответствии со ст. 12 Закона «О политических партиях» организационный комитет вместе с пакетом документов направляет уведомление о своём намерении создать партию «в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», на принятие решений об осуществлении государственной регистрации политических партий»[11], который в свою очередь выдаёт документ, подтверждающий представление, причём единственным основанием для отказа в выдаче подтверждения является отсутствие либо ненадлежащее оформление необходимых документов. После чего руководители оргкомитета создаваемой партии в течение месяца публикуют в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию.[12]
Главной обязанностью оргкомитета является проведение в течение срока своих полномочий учредительного съезда политической партии, после проведения которого он прекращает свою деятельность, а денежные средства и иное имущество оргкомитета, финансовый отчёт об их использовании, с указанием источников поступления денежных средств и иного имущества, передаются созданной политической партии. Если же оргкомитет в течение одного года не проведёт учредительный съезд, то полученное им имущество возвращается жертвователям либо обращается в доход государства.[13]
Необходимо отметить, что Закон не регулирует в деталях процедуру проведения учредительного съезда, однако он даёт исчерпывающий перечень решений, после принятия которых партия считается созданной. Это следующие решения, принятые на съезде: 1) о создании политической партии; 2) об образовании её региональных отделений более чем в половине субъектов РФ; 3) о принятии устава партии; 4) о принятии программы партии; 5) о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов партии, которые принимаются простым большинством голосов делегатов.
При этом, вполне закономерно, что моментом образования политической партии путём учредительного съезда является не момент его окончания, а момент принятия им необходимых для создания партии решений, ведь ни одна партия не застрахована от прецедента, произошедшего на учредительном съезде Демократической партии России в 1990 году, когда вследствие значительных разногласий съезд покинула значительная группа депутатов, и он не был завершён.
Политическое сознание
Политическое сознание является естественным компонентом духовной жизни индивида и общества, важнейшей составной частью политических отношений. В своем диалектическом развитии оно проявляет свою многомерность, многоаспектность, выражающихся в многообразии процессов и форм отражения политической действительности. Будучи относительно целост ...
Внутренняя структура политики. Функции политики
Политика имеет определенную структуру. Ее компонентами являются: 1) политические отношения, выражающие устойчивый характер взаимосвязей общественных групп между собой и с институтами публичной власти. В содержательном смысле они характеризуют многообразие взаимодействия правящей элиты (управляющих) и электората (управляемых), элиты и опп ...
Избирательная стратегия: функции и технологии
Стратегическое планирование избирательных кампаний строится на основе общих принципов применения соответствующих методик, но имеет свои особенности. Важнейшей причиной поражения политических партий, движений и кандидатов на выборах является отсутствие стратегического планирования избирательной кампании или некачественное его выполнение. ...