Показательны и изменения в образовательном уровне номенклатуры. Брежневская номенклатура, в основном, имеет техническое, военное или сельскохозяйственное образование. Юристы в рядах номенклатуры были большой редкостью. Их профессионализм был крайне опасен установившемуся корпоративному режиму.
Положение номенклатурного работника в 70-е гг. было более комфортным, чем в 30-е. Он уже не жил в постоянном страхе за свой пост. В сталинское время насколько легко люди оказывались на вершине власти, настолько легко они могли быть от неё отстранены. Очень частым явлением были «чистки» как партийных рядов, так и госаппарата. При всех неудачах было традицией искать виновных – это «врагов народа», «вредителей» и др. «Перетряхивание» парт-, госаппарата, кооперативных и общественных организаций проводилось в период с 1925 по 1932 гг. специальными комиссиями из представителей партийных, профсоюзных и советских органов. «Вычищено» было примерно 10 % от общего числа проверенных.
От «чисток» перешли к более радикальным мерам - репрессиям, которые коснулись всех слоёв общества. Это были самые сложные годы для номенклатуры. Репрессии действительно оказались сильным потрясением для номенклатуры, запомнившей, что власть её не вечна. Поэтому особенно важной вехой в истории номенклатуры стало подчинение ей КГБ. Верхушка номенклатуры продолжала следить за тем, чтобы органы не вышли из-под её контроля, что явилось наиболее важным шагом к неотчуждаемости номенклатуры. К этому времени в номенклатуре вырастает классовое сознание, она чувствует свою общность. Как замкнутая каста, правящий класс СССР начинает переходить к самовоспроизводству. Номенклатурная должность не наследуется, но принадлежность к классу номенклатуры становится фактически наследственной. Ещё одной характерной чертой номенклатуры было обладание различными «благами», недоступными простым советским гражданам. Список этих благ довольно обширен: бесплатные или льготные путёвки в дома отдыха и санатории, предоставление квартир в домах повышенной благоустроенности, спецбольницы и поликлиники, госдачи и т.д.
Так как номенклатура – это «управляющие», то функция управления – это стержень номенклатуры. Исторический путь развития этого класса проходит от захвата государственной власти до господства и в сфере производства.
Номенклатура осуществляет в первую очередь политическое руководство обществом, а руководство материальным производством является для неё второстепенной задачей. Политическое управление – это наиболее существенная функция номенклатуры.
Она обеспечивает всю полноту власти в обществе, все выполняемые решения в стране принимаются именно ею. Каждый номенклатурщик имеет свой отведённый ему участок властвования. Главное в номенклатуре – власть, а не собственность. Она стоит над законом. Тот, кто по счастливому стечению обстоятельств оказался в номенклатуре, может считать, что останется в ней прочно.
Господство каждого класса всегда было властью незначительного меньшинства над огромным большинством. Обеспечение устойчивости такой системы требует многообразных тщательно продуманных мер. Это и прямое насилие над недовольными, и угроза его применения в отношении потенциальных противников, и экономическое давление и поощрение, и не в последнюю очередь – маскировка, скрывание подлинных отношений в обществе. Господствующий класс всегда стремился скрыть факт своего господства. Трудно сказать, где границы «нового класса».
Номенклатура – та организованная Сталиным и его аппаратом «дружина», которая научилась властвовать.
Тестологический
подход
Еще один пример клинико-психологической классификации основан на использовании известного в психологии теста цветовых предпочтений Люшера. На основе экспериментальных данных (ответов населения) политиков как бы «раскрашивают» в разные цвета. Þ Синий цвет — «тревожный». Для людей, определенных таким образом, главное - надежность, бе ...
Социальная стратификация и политика. Политический
аспект социальной стратификации
В любом сложно организованном обществе люди отличаются друг от друга как по врожденным, так и по приобретенным характеристикам. В той мере, в какой они обладают одинаковыми чертами, они образуют группы; различия же между этими группами создают тот уровень общественной дифференциации, который может иметь самые серьезные политические после ...
Интенсификация политических усилий и
политический маркетинг как модели стимулирования политического обмена. Интенсификация комерческих усилий
Обозначив пространство политической борьбы конкурирующих групп влияния как рынок, исследователь сталкивается с вопросом, придерживается ли современная политическая элита в управлении сбытом своего политического товара концепции маркетинга. Для этого нужно привести сначала определение маркетинга. П. Дракер понимал, что «маркетинг не являе ...