Политические идеи Нового времени (
XVI
–
XIX
вв.) были направлены на обоснование возможности устройства общества на принципах рационализма, свободы и гражданского равенства. В этот период выводы политической науки все больше приобретали практический характер, ориентируясь на решение назревших социальных проблем.
Политическая наука Нового времени связана с именами величайших мыслителей ряда стран. Она будто перемещается с одной страны в другую, следуя за бушующими общественными событиями
Одним из таких мыслителей был англичанин Томас Гоббс (1588 -1679 гг.). Свое политическое учение он изложил в философском труде "О гражданине" и трактате "Левиафан или материя, форма и власть государства церковного и гражданского".
По мнению философа, естественному человеческому состоянию присуща жестокая "война всех против всех". В интересах всеобщего благоденствия и социального мира людям необходимо отказаться от своих политических прав и перенести их на государство, которое, выражая общую волю всех, сможет заставить каждого не нарушать "статус кво", придерживаться принятого решения. Государство Т.Гоббс определяет как "единое лицо", воля которого концентрирует в себе как бы волю всех. Это не значит, что "единым лицом" обязательно должен быть один человек, верховным сувереном может быть и "собрание лиц", главное, чтобы власть была абсолютной, единой и нераздельной.
Т.Гоббс наделяет государство неограниченными полномочиями по отношению к своим подданным, кроме права на их жизнь. Он исходит из того, что верховная власть (отдельного человека или собрания лиц) никаким договором со своим народом не связана, ибо подданные заключили договор не с ней, а между собой. Концепция Т.Гоббса полностью исключает любую форму контроля верховной власти со стороны общества. Суверену принадлежат все виды власти, и он не подлежит суду, стоит выше законов, ибо последние установлены им самим.
Чтобы не получили распространения мнения и учения, которые подрывали бы общественную стабильность, одной из самых важных функций государства становится контроль и регламентация духовной жизни. Философ считает не только возможным, но и необходимым введение "в интересах всеобщего мира" цензуры над книгами, проповедями и обращениями к народу.
Вслед за Н. Макиавелли Т. Гоббс стал рассматривать государство не через призму теологии, а выводить его законы из разума и опыта. Начиная с Т. Гоббса в западноевропейской политической теории утверждается понимание государства в качестве машины, имевшее затем долгую и сложную судьбу.
Выдающийся английский мыслитель второй половины ХУ11 в. Дж. Локк (1632 – 1704 гг.) свое политическое учение изложил в труде "Два трактата о государственном правлении". Его считают родоначальником либерализма. Он впервые четко разделил такие политические понятия, как личность, общество, государство и поставил личность выше общества и государства. Согласно Локку, человек от рождения обладает естественными правами (на жизнь, свободу и собственность). Частная собственность для него – средство создания свободного общества. Локк продолжил анализ общественного договора, трактуя его как учреждение гражданского общества и подчеркивая, что государство подчиняется обществу и личности. Государство действует только в интересах защиты прав личности, ибо личности создают общество, а общество создает государство.
Создавая государственное устройство, следует предусмотреть в ней разделение властей таким образом, чтобы созданием законов занимались одни лица и учреждения, а приведением этих законов в исполнение – другие, т.е. разделить власть законодательную и исполнительную. Судебная власть растворялась в исполнительной. Первое место отводится власти законодательной как верховной (но не абсолютной) в стране. Иные власти должны подчиняться ей. Вместе с тем они вовсе не являются пассивными придатками законодательной власти и оказывают на нее (в частности, власть исполнительная) довольно активное влияние.
Учение Дж. Локка о государстве вобрало в себя многие достижения политического знания и передовой научной мысли ХУ11 в. В нем эти достижения были не просто собраны, но углублены, переработаны с учетом исторического опыта, который дала революция в Англии.
Идеи Дж. Локка получают свое развитее в работах видного политического мыслителя Франции Шарля Луи Монтескье (1689 -1755 гг.). Главная книга Монтескье "О духе законов" сделала его одним из авторитетных классиков политической мысли.
Избирательные системы
Неотъемлемой чертой современных демократий является всеобщее избирательное право, которое утвердилось в большинстве европейских государств только в XX столетии. Волеизъявление граждан данной страны осуществляется через избирательные системы. Избирательная система - совокупность правил и приемов, обеспечивающих участие общества в формиров ...
Некоторые особенности
восприятия политических лидеров в современной России
Многие аналитики отмечают, что российская политика персонифицирована, а значит, отношение как к власти, так и к политическим ценностям и установкам, к демократии переносится на отношения к политическим лидерам. Безусловно, интерес к власть предержащим существовал всегда, но, в силу отсутствия обратной связи, появлялось огромное количеств ...
Демократия и ее сущность
На протяжении столетий слово "демократия" с греческого языка вошло во все языки мира и получило множество значений. Оно стало одним из наиболее часто употребляемых слов не только в речах политических деятелей, но и в повседневных разговорах сотен миллионов людей/Особенно часто звучит оно теперь в нашей стране, которая переживае ...