Очень важную роль в регулировании деятельности политических партий играет правовое закрепление денежных расходов партий во время выборов. В некоторых странах есть ограничения, в других есть просто регулирование или определенные правила, которые нужно соблюдать. Финансовая сторона деятельности партии – одна из самых регламентируемых, поскольку без денег ни одна партия не может функционировать. Практически каждое государство стремится направить эти процессы в цивилизованное русло, и в законодательстве многих стран содержатся положения, обязывающие политические партии предоставлять государственным органам ежегодные отчеты с указанием источников получаемых ими денег, публиковать расходы, доходы и сальдо.
В ряде стран закон закрепляет возможность финансирования партий из бюджета, т.е. государством. В основном речь идет о возмещении расходов после выборов. Такие законы есть в Дании, Швеции, Финляндии, ФРГ. Как правило, возмещение идет в каких–то определенных пропорциях. Например, после выборов подсчитывается, сколько каждая партия получила избирателей, и за каждого избирателя государство платит партии определенную сумму. Скажем, в ФРГ предвыборные расходы в последние годы возмещались по такому принципу: за каждого проголосовавшего избирателя партия получала после выборов по 5 марок.
Следует отметить, что определенные нормы, касающиеся партий, могут содержаться не только в законах, постановлениях и декретах, т.е. нормативных актах, издаваемых государством, но и в нормах, которые создают сами партии. Эти нормы могут содержаться в партийных уставах, правилах, содержащихся в них, и государство, утверждая устав, как бы соглашается с правилами, принятыми для себя той или иной партией. В некоторых конституциях нет прямого определения, что такое партия, нет специальной главы или раздела о партиях, но нормы, посвященные этому вопросу, могут содержаться в иных разделах и статьях. Например, в Конституции Италии статья о партиях помещена в разделе о правах и свободах. Там членство в партии рассматривается как одно из политических прав личности (Ст.49). В Конституции Греции тоже нет специальной главы, а статья 29, посвященная партиям, помещена в разделе об устройстве государства – в одном из самых важных мест в конституции.
В любом случае, правовое или конституционно–правовое регулирование статуса партии – это очень важный вопрос в сфере конституционного права большинства стран мира.
Вопрос о классификации партий – достаточно разработанный. В литературе нет единства по этому поводу, и, в принципе, не может быть единства, т.к. каждый исследователь подходит к этому вопросу по–своему, и каждый выбирает наиболее понравившиеся ему критерии, которые кладутся в основу классификации. Чаще всего, партии классифицируют по их социально–экономической ориентации, то есть – по отношению к формам собственности и способам распределения общественных благ. По самому популярному критерию партии делятся (с достаточной степенью условности) на три основные группы:
· партии консервативного типа
· партии центристского типа
· партии левого типа.
Это очень приблизительное деление, но оно весьма популярно и применяется практически в каждой стране. Правда, иногда понятия «правые–левые» несколько путаются, иногда то, что в некоторых странах «левое» в других считается «правым». Особенно много путаницы было в бывших социалистических странах. Отметим, что все–таки имеется мировой подход по этому поводу. Партии консервативного типа – это партии, которые предполагают минимальное участие государства в распределении социальных благ. Партии консервативного типа еще иногда называют партиями правой ориентации. Но в последнее время модно называть их консервативными партиями. Словосочетание «правая партия» в массовом восприятии имеет определенный негативный оттенок.
Партии консервативного типа – это партии, которые получили свое название от английской партии консерваторов, которая в XVIII и XIX веке, называлась партией тори, имела весьма характерную идеологическую и социальную направленность. Взяв за образец английских консерваторов, многие политические деятели объявляют себя партией консервативного типа, имея в виду как эталон прославленных англичан.
Формирование номенклатурных принципов в СССР. Понятие номенклатуры.
Суть номенклатуры заключается в том, она сама диктует свою волю государственным органам через решения, мнения и указания руководящих партийных инстанций. Формальный механизм формирования номенклатурных кадров в СССР состоял в назначении на руководящие должности по решению органов КПСС, но фактически такие назначения осуществлялись по про ...
Содружество независимых государств: образование и
основные стратегии развития. Образование
Содружества Независимых Государств
СНГ - это объединение суверенных государств с широкой сферой совместной деятельности и определенной организационной структурой. Договорную основу СНГ составляют Устав и многосторонние акты (договоры, соглашения, решения и т.д.), в том числе Соглашение о создание СНГ от 8 декабря 1991 года (г.Минск), подписанное между Россией, Белоруссией ...
Понятие элиты
Существует три типа аристократии: 1) аристократия рождения и ранга; 2) денежная аристократия и 3) аристократия ума и таланта. Последняя, собственно, самая знатная и именитая и признается такою, если только дать ей время. В XX веке понятие элиты прочно вошло в политологический лексикон, несмотря на возражения многих представителей социаль ...