Важным элементом политической системы общества являются политические партии. Без политических партий невозможна никакая политическая система, так как в этом случае не будет второго, важнейшего, после государства, элемента. В современном мире в условиях любой демократии, даже самой формальной, без политических партий не может функционировать государство. Государства без партий имеются, но это:
а) либо государства без развитых политических традиций и политических структур, с очень своеобразным составом населения, которое еще не нуждается в организациях, выражающих политические стремления граждан.
Такие государства, именуются чаще всего предбуржуазными автократиями (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бутан, и т.д.);
б) либо это государства с тоталитарными режимами, которые, чаще всего после военных переворотов, насильственно прекращают легальную деятельность политических партий – современная Нигерия, Чили в период правления президента Пиночета в 70–80 гг. и т.д.
Политические партии, в современном понимании этого слова, сложились в ходе становления и развития индустриального рыночного общества, которое пришло на смену феодальному обществу, и которое мы привыкли именовать буржуазным обществом. Отметим, однако, что прообразы политических партий были уже в Древней Греции и Древнем Риме.
Что же считать политической партией, каковы ее признаки и отличительные черты?
Как формулируют понятие политических партий? Все определения последних лет начинаются с того, что этимология слова «партия» восходит к латинскому слову «pars», что означает часть. Партия – это всегда какая–то часть, группа людей, имеющих некие специфические особенности.
Дефиниции последних лет, имеющиеся в российских учебниках, в известной степени перекликаются со своими предтечами. Например, определение, данное в учебнике конституционного права зарубежных стран под редакцией Б.А. Страшуна, также начинается с того, что политическая партия – это активная и организованная часть общества.
Не претендуя на универсальность и законченность, мы полагаем, что политическая партия – это организованная (или не имеющая строгой организации) группа людей, объединенная задачей завоевания, удержания или использования государственной власти, выражающая интересы определенного класса, социальной, этнической группы, религиозной общины, или иной человеческой общности. Любая партия выступает на политической арене с определенными политическими действиями, целями, стремлениями, вмещающимися в рамки цивилизованного поведения, исключая, к примеру, политический терроризм.
Когда группа людей, имеющая какой–то общий интерес и некую степень организации, становится партией? Можно определить формальный момент образования партии. К примеру, партия возникает с момента юридической регистрации в качестве таковой в специальном государственном органе – например, при регистрации в Министерстве юстиции или каком–то ином аналогичном государственном учреждении. Хотя это бывает не всегда. Во многих зарубежных странах такая регистрация не является обязательной.
Мы полагаем, что фактическое создание партии возникает с момента, когда группа людей ставит своей задачей борьбу за участие в государственной власти, когда эта группа людей вступает в политический процесс и начинает заявлять о себе как об участнике политического процесса, когда претендует на это участие и реально участвует. Но, применительно к демократическим режимам, группа людей превращается в политическую партию со вступления в избирательный процесс, с момента заявления о том, что эта группа людей будет выдвигать своего кандидата, будет вносить свое название в избирательные списки – то есть, участвовать в избирательной кампании.
Как же конституции закрепляют правовой статус политических партий? Нужно отметить, что конституции XIX и первой половины XX века, как правило, это вопрос практически не регулировали. Одной из первых правовой статус партии стала закреплять Германия. Основной закон ФРГ – Конституция 1949 года – четко определяет основные принципы правового положения политических партий. В ней сказано (Ст.21), что партии могут свободно создаваться, что их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам. Одновременно конституция ФРГ фиксирует положение, что партии, которые стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя или устранить его, или поставить под угрозу существования Федеративную Республику Германии, являются антиконституционными, и деятельность таких партий запрещается.
Государственная независимость РК – главная предпосылка формирования
казахстанского патриотизма
Независимость нашего государства является ярким символом гордости и казахстанского патриотизма. Высокое и священное понятие независимости выступает основой единства и общенациональной идеи Казахстана, призванной объединить наш народ, и станет бесценным достоянием потомков, которым предстоит дальнейшее созидание устремленной в будущее стр ...
Послание Конгрессу президента США Д. Монро от 2 декабря
1823 г. Д м. содержала три основных положения, выдававшихся за принципы внешней
политики США: невмешательство американских государств во внутр
[1] Coleman, Keneth M. The Political Mythology of the Monroe Doctrine: Reflections of the Social Psychology of Domination in Martz, John D. and Schoultz, Lars (eds) Latin America, the United States and Inter-American System (Wetview Press, Boulder, Co, 1981) p.p. 99, 100, 110. [2] de Madariaga , Salvador Latin America Between the Eagle a ...
Теории современной демократии
В современной политологии существуют идеи, которые появились в более ранний исторический период. Либеральная теория демократии опирается на англосаксонские традиции, которые считают демократию грамотным и ответственным правлением. Главным принципом считается доминирование принципа ответственности над принципом соучастия. У власти, по сут ...