Важным элементом политической системы общества являются политические партии. Без политических партий невозможна никакая политическая система, так как в этом случае не будет второго, важнейшего, после государства, элемента. В современном мире в условиях любой демократии, даже самой формальной, без политических партий не может функционировать государство. Государства без партий имеются, но это:
а) либо государства без развитых политических традиций и политических структур, с очень своеобразным составом населения, которое еще не нуждается в организациях, выражающих политические стремления граждан.
Такие государства, именуются чаще всего предбуржуазными автократиями (Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Бутан, и т.д.);
б) либо это государства с тоталитарными режимами, которые, чаще всего после военных переворотов, насильственно прекращают легальную деятельность политических партий – современная Нигерия, Чили в период правления президента Пиночета в 70–80 гг. и т.д.
Политические партии, в современном понимании этого слова, сложились в ходе становления и развития индустриального рыночного общества, которое пришло на смену феодальному обществу, и которое мы привыкли именовать буржуазным обществом. Отметим, однако, что прообразы политических партий были уже в Древней Греции и Древнем Риме.
Что же считать политической партией, каковы ее признаки и отличительные черты?
Как формулируют понятие политических партий? Все определения последних лет начинаются с того, что этимология слова «партия» восходит к латинскому слову «pars», что означает часть. Партия – это всегда какая–то часть, группа людей, имеющих некие специфические особенности.
Дефиниции последних лет, имеющиеся в российских учебниках, в известной степени перекликаются со своими предтечами. Например, определение, данное в учебнике конституционного права зарубежных стран под редакцией Б.А. Страшуна, также начинается с того, что политическая партия – это активная и организованная часть общества.
Не претендуя на универсальность и законченность, мы полагаем, что политическая партия – это организованная (или не имеющая строгой организации) группа людей, объединенная задачей завоевания, удержания или использования государственной власти, выражающая интересы определенного класса, социальной, этнической группы, религиозной общины, или иной человеческой общности. Любая партия выступает на политической арене с определенными политическими действиями, целями, стремлениями, вмещающимися в рамки цивилизованного поведения, исключая, к примеру, политический терроризм.
Когда группа людей, имеющая какой–то общий интерес и некую степень организации, становится партией? Можно определить формальный момент образования партии. К примеру, партия возникает с момента юридической регистрации в качестве таковой в специальном государственном органе – например, при регистрации в Министерстве юстиции или каком–то ином аналогичном государственном учреждении. Хотя это бывает не всегда. Во многих зарубежных странах такая регистрация не является обязательной.
Мы полагаем, что фактическое создание партии возникает с момента, когда группа людей ставит своей задачей борьбу за участие в государственной власти, когда эта группа людей вступает в политический процесс и начинает заявлять о себе как об участнике политического процесса, когда претендует на это участие и реально участвует. Но, применительно к демократическим режимам, группа людей превращается в политическую партию со вступления в избирательный процесс, с момента заявления о том, что эта группа людей будет выдвигать своего кандидата, будет вносить свое название в избирательные списки – то есть, участвовать в избирательной кампании.
Как же конституции закрепляют правовой статус политических партий? Нужно отметить, что конституции XIX и первой половины XX века, как правило, это вопрос практически не регулировали. Одной из первых правовой статус партии стала закреплять Германия. Основной закон ФРГ – Конституция 1949 года – четко определяет основные принципы правового положения политических партий. В ней сказано (Ст.21), что партии могут свободно создаваться, что их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам. Одновременно конституция ФРГ фиксирует положение, что партии, которые стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя или устранить его, или поставить под угрозу существования Федеративную Республику Германии, являются антиконституционными, и деятельность таких партий запрещается.
Механизм формирования политической элиты
В мире существуют две тенденции в формировании и воспроизводстве политической элиты. Первая типична для государств с недемократическими режимами и характеризуется закрытостью, узкой социальной базой формирования кругом лиц, осуществляющих отбор. Обычен для государств с низкой социальной мобильностью. Закрытый тип рекрутирования является ...
История принципа разделения властей и его содержание
В истории политических учений разработано множество идей о разделении властей. Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках. Теория разделения властей зародилась во Франции в середин ...
Уровень жизни молодежи
Система российской статистики, принятая на настоящий момент, не позволяет достаточно корректно проследить динамику уровня жизни молодежи. Статистические данные за 2006 г. свидетельствуют о том, что на фоне общего роста заработной платы и денежных доходов населения в целом усиливается неравномерность их распределения, т.е. социальное нера ...