С одной стороны, культура может пониматься как конечный итог и цель развития, делающая осмысленным само существование человека. С другой стороны, культура в определенном смысле является также и средством развития. Первое самое широкое в концептуальном плане понимание культуры на практике приводит к тому, что ее развитие, а также сохранение ее достижений финансируется по остаточному принципу. В первую очередь общественные ресурсы вкладываются в средства развития. Поэтому вопрос в отношении культуры из чисто теоретической плоскости нередко переходит в плоскость практическую. Если же культуру рассматривать как средство или более того как основу развития современного общества, то в этом случае все значительные социальные ресурсы должны быть нацелены на данном прорывном направлении общественного развития.
Важно отметить, что хотя вклад культуры в общественное развитие можно рассматривать и с экономической точки зрения как часть культурной индустрии, экономический потенциал которой формируется ростом спроса на культурные товары и услуги, ее возможности не связаны только с этим аспектом. Необходимо за этими чисто прагматическими аспектами видеть постоянно расширяющуюся возможность использования культурных активов для целей развития не только в инструментальном плане, но и в ракурсе конструктивной, творческой роли культуры в формировании всех других аспектов жизни общества, включая экономику, политику, социальную сферу. Ценности культуры определяют идентичность общества в целом, отдельных его слоев и групп, формируют отношение к труду, семье, здоровью, вдохновляют людей на коллективные действия, сплачивают и консолидируют общество на основе общих целей, социальных представлений о путях их достижения, диктуют правила поведения и характер выстраивания отношений между людьми. В целом культура может обеспечивать динамические ресурсы для успеха всего общественного развития или, наоборот, провоцировать его провал. Поэтому культуру, как нам представляется, надо рассматривать не только в качестве основного средства достижения стратегических целей общественного развития, но и как фундаментальную социальную основу реализации и осуществления всех стоящих сегодня перед обществом задач.
Культура, таким образом, является в современном постиндустриальном обществе универсальной основой развития и обновления всего социума. Она определяет собой кардинальные изменения в сфере политики, экономики, социальной поддержки населения, которые основываются уже не столько на новых технологиях и научных достижениях, сколько на новых подходах к развитию "человеческих отношений", опирающихся на ценности и эталоны культуры нового общества и современного мира.
Такой поход к культуре определяет ее понимание и концептуальное осмысление как системы "правил игры" или своего рода "социальных конвенций" коллективного существования и взаимодействия людей, которые обусловливают выбор тех или иных стратегий социального взаимодействия с учетом общепринятых и регулируемых обществом ценностей и образцов поведения. Можно полностью согласиться с Т. Богатыревой, что в процессе общественной модернизации эти "социальные конвенции" должны существенно обновляться, позволяя людям адаптироваться к новым условиям жизни, и в новом виде передаваться следующему поколению. Понятно, что эти "социальные конвенции" существуют в весьма специфической форме, в самых разных проявлениях. Они воплощаются в искусственных объектах, выражаются в способах жизнедеятельности, ценностных системах, традициях, верованиях, т.е. комплексе духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных черт, которые характеризуют данное общество.
К сожалению, узкое понимание культуры как нечто застывшего, достигнутого, как результата или как цели приложения определенных творческих усилий преодолевается слабо. Именно поэтому в концептуальном осмыслении роли и значения культуры в общественном развитии крайне необходим интегрирующий подход, учитывающий важность всех аспектов культурной деятельности. Соединяя в концептуальной модели исследования категории "развитие" и "культура", целесообразно видеть в последней два принципиально важных аспекта. Во-первых, художественную культуру, достижения высоких искусств, народного творчества, культурно-исторические памятники и ценности, символизирующие могущество отечества и творческий дух народа в целом. Во-вторых, "искусственный мир" существования людей с созданными на основе социокультурного опыта того или иного сообщества вещами, символами, технологиями, образом мира и населяющих его народов, образцами поведения, типом и формой общественных отношений в разных сферах жизни социума и т.п.
Вооруженные силы Египта
Разнородность египетских вооружений. Вооруженные силы Египта переживали рискованную стадию бурного строительства. Формально они были большими, под) ружьем находилось более 300 тысяч человек. Однако 2/3 этого количества составляли солдаты из полувоенных организаций, не имеющих нормальной подготовки и вооружения для современных боевых дейс ...
Природа и сущность политического лидерства
В рамках данной работы мы рассмотрим понятия “лидер” и “лидерство” в самом широком значении, т.е. безотносительно к конкретной форме и сфере их проявления. Эти знания помогут более полно и глубоко понять специфику непосредственно интересующих политологию сложных явлений – “политический лидер” и “политическое лидерство”. Понятие “лидерств ...
Особенности содержания политических
стереотипов и установок населения современной России
Отечественные политологи при характеристике политического развития нашей страны настойчиво подчеркивают проявление тенденции к возвращению дуалистической модели управления. Речь идет о совмещении принципов конституционализма, «верховенства законов» и личного правления президента. Опыт политического развития страны последних десятилетий о ...