В последнее время в концептуальных подходах к определению основных источников и механизмов общественного развития все четче просматривается постепенный отход от позиций ведущей роли экономики, а также политики и идеологии в росте благополучия социума, укреплении его стабильности и сплоченности. Основной центр тяжести в осмыслении процессов современного развития все больше переносится на роль и значение культуры в становлении и формировании необходимых условий и предпосылок дальнейшего движения общества по пути социального прогресса и порядка. Роль движителя изменений все в большей степени закрепляется за культурой. Так, например, известный современный социолог А. Турен применительно к развитию современного общества, к которому сегодня можно отнести и Россию, утверждает, ограничивая свое исследование конкретной моделью постиндустриального развития: "В западной модели развития, прежде всего, изменяется культура: появляются новые знания и новая техника, связанные с видоизменением нравов и производительных сил. Затем появляются новые социальные действующие лица с их манерой действовать. Еще позже реорганизуется политическая система и устанавливаются новые формы организации. Наконец, кристаллизуются идеологии, которые соответствуют интересам заново сформировавшихся действующих лиц".
"Культуроцентричные" концептуальные подходы к развитию современного российского общества начинают постепенно прокладывать себе дорогу в отечественной общественной науке и социальной практике. В этом научном подходе важная методологическая установка высказана одним из ведущих специалистов в области разработки концепции культурной политики Т. Богатыревой, которая, как представляется, своевременно указала на данную особенность современного развития социума. Поиски новых моделей развития, как подчеркивает автор, должны вестись через культуру, а насущная задача состоит в том, чтобы сделать шаг через пропасть, разделяющую экономическое развитие и культурные потребности людей, чтобы "цель и средства развития определялись на основе ценностей, символов, культурных стремлений, из которых складывается самобытность каждого народа". Далее отмечается, что подобный культуроцентризм отвечает сложности устройства современного общества, в котором культура является главной связующей "основой" всех господствующих в конкретном обществе социальных, экономических, политических отношений. Более того "культуроцентризм" является своего рода прообразом "новой архитектуры" мировых отношений между разными странами и народами. Это обусловлено тем, что по своей сути он выступает против устройства мира по принципу гегемонии одной культуры и унификации всех форм жизнедеятельности. Данный подход направлен на поддержание самобытности культур и их разнообразия, которое выступает важнейшим условием устойчивости общественного развития.
Новое понимание значения и места культуры в жизни современного общества свидетельствует о тенденции постепенного преодоления "экономического центризма", когда сфере экономического производства и экономических отношений отводилась главная роль в общественном прогрессе и устойчивом развитии. Сегодня начинает укрепляться понимание того, что импульсы развития возникают в человеческой культуре, которая определяет пути дальнейших перемен и формирует образ будущего общества. Культура, воздействуя на образ мыслей людей, их представления, характер поведения, тип возникающих социальных отношений в обществе, является в настоящее время главным источником всех изменений и выбора новых путей организации общественной жизни, политического и экономического уклада общества.
В этой связи ключевым концептуальным вопросом, решение которого должно значительно повлиять на разработку новых теоретических подходов и практических решений в сфере культурной политики и дальнейшего развития социокультурной сферы жизнедеятельности современного российского общества, является вопрос об уточнении самого понимания культуры, ее места и роли в жизни социума. В первую очередь это относится к разрешению фундаментального вопроса, от которого зависит дальнейшее отношение к культуре, выраженное в форме дихотомии: "культура сегодня является средством или целью развития?".
Понятие политического режима. Власть и народ
Политический режим – важнейшая характеристика государства. Между тем история свидетельствует, что именно политический режим отражал и характеризовал реальную практику государственного управления. Ведь порой можно иметь вполне респектабельный «фасад» государства: · конституцию с набором демократических идеалов и принципов, · выборные пред ...
Политико-правовая идеология анархизма
В противоположность теориям государственного социализма анархизм выступал за социальную революцию не при помощи государства, а против государства. Государство — централизованную иерархию чиновников и военных — анархизм считал не менее жестоким, чем буржуазия, угнетателем и эксплуататором трудящихся. Анархизмом называется отрицание госуда ...
Ограничение роли государства через совершенствование рыночной экономики
Объективно происходящие процессы (технологический прогресс, оптимизация хозяйственной деятельности и т.п.) постоянно обостряют проблему безработицы. Обеспечивать сбалансированность рынка труда путём сокращения продолжительности рабочего времени возможно за счёт определённой части прироста эффективности. То есть суть решения проблемы безр ...