Под градом разоблачений Рейган признал 6 декабря 1986 г. в радиообращении к стране, что в политике администрации были «допущены ошибки» в отношениях с Ираном. Афера с противозаконной в условиях эмбарго продажей – передачей оружия по цепочке «США – Израиль - Иран-контрас» показала, что подчиненный президенту Совет национальной безопасности давно превратился в административно-координирующего органа в учреждение по разработке и осуществлению важных направлений внешней политики в обход американского законодательства и Капитолия.
Начавшееся в комитете конгресса расследование дела «Иран-Контрас» продемонстрировало не только глубину нового «кризиса доверия». Оно показало несогласие значительной части американских политических верхов с внешней политикой республиканской администрации, которое отражалось в подходе к переговорам с СССР, в кампании дезинформации и бомбардировках Ливии, в необъявленных войнах против Никарагуа и Афганистана, в безрассудном уповании на «дипломатию канонерок» в Персидском заливе.
С 1982 по 1985 гг. конгресс принял 5 поправок Боуленда, направленных, впрочем, не на медленное полное прекращение помощи контрас, а на ее ограничение и сокращение вопреки воле президента.
Президенту предстояло произнести послание о положении страны, что и было сделано на совместном заседании обеих палат конгресса 27 января 1987 г.
Однако в Рейгане не чувствовалось его былой энергии, а в его планах на будущее отсутствовали конкретные идеи.
Начало работы конгресса 100-го созыва показало, что прогнозы, предсказывающие обострение Белого дома с Капитолием, оправдались. На страницах американской печати замелькало слово «вето». Речь идёт не только о президентском вето (запрете), уже наложенном на два законопроекта и преодолённом повторными голосованиями в конгрессе, но о
«стратегическом вето», взятой на вооружение администрацией, поскольку поддержка, оказываемая ей законодателями, после выборов 1986 г. и «ирангейтских» событий значительно ослабла.
Первое столкновение произошло, когда Р.Рейган наложил вето на законопроект о содержании в чистоте водных ресурсов страны. Обе палаты преодолели его.
Второе президентское вето было наложено в конце марта 1987г. на законопроект о развитии автодорожной сети. Сам по себе этот билль, выделяющий на строительство, ремонт и обслуживание автомобильных трасс страны 88 млрд. долл., не является эпохальным событием. Он финансирует около 100 крупных проектов по созданию сети шоссейных дорог в округах и штатах, что обеспечивает ему активную поддержку в Капитолии. Однако вопреки этому обстоятельству, а также рекомендациям некоторых своих советников администрация объявила проект расточительным и развернула вокруг него кампанию, превратив результаты предстоящего голосования в пробу сил и политического влияния в Капитолии. Перед самым голосованием Рейган выступил с речью, пустив ход престиж президентства и обаяние, столь безотказно служившее ему в прошлом. Итогом всех усилий стало сокрушительное поражение Рейгана в сенате, где при соотношении сил 67:33 вето президента было преодолено.
Эта своеобразная проверка, устроенная самой администрацией, ещё раз наглядно продемонстрировала ослабление позиций президента на Капитолийском холме. Проявилась и другая особенность нынешнего этапа взаимоотношений исполнительной и законодательной властей: источником противоречий служит несоответствие между жёсткой «заидеологизированной» позицией Рейгана и подходом конгресса, который требует более гибкого и реалистичного решения ряда политических проблем[63].
Глубокое беспокойство вызвали планы администрации, связанные с дальнейшим наращиванием американского военного присутствия в Персидском заливе. Тревогу законодателей вызывает угроза вовлечения США в ирано-иракский конфликт. Лидер демократического большинства в сенате Р. Бэрд (Западная Вирджиния) заявил, что планы в районе Персидского залива - «недопечённая, плохо подготовленная операция», с помощью которой США пытаются продемонстрировать свою силу после скандала по делу «Иран-контрас». Это признак плохой политики неуместной самонадеянности, сказал он.
Позиция, занятая администрацией Рейгана, показала, что Белый дом не желает идти на уступки, а это сулит весьма жёсткую конфронтацию в будущем, тем более что на подходе принятие проекта федерального бюджета на 1988 финансовый год и решение весьма сложной проблемы бюджетного дефицита со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В апреле 1987 г. палата представителей уже приняла (230 голосами против 192) проект бюджета в размере 1,1 трлн. долл. Он предусматривает сокращение дефицита и увеличение налогов. Проект сокращает предложенный Рейганом проект СОИ в 5,2 млрд. долл. до 3,3 млрд.
Политическое развитие и политический процесс. Революция
Революция (от позднелат. revolutio поворот, переворот, превращение, обращение) глобальное качественное изменение в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. (в перенос. смысле) Сильные и удивительные изменения.[источник?] Первоначально термин revolution употреблялся в астрологии и а ...
Тоталитаризм - феномен XX века. Идейные истоки
и социальные предпосылки
Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота)[2] — политическая система, которая стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. Исторически понятие «тоталитарное государство» (итал. stato totalitario) появилось в начале 1920-х для характеристики режима ...
Правовое государство
Термин правовое государство состоит из 2-х частей: - Государство – это исторически выделившееся из общества и обусловленная его экономическим строем политическая организация суверенной публичной власти, выражающая и защищающая общие интересы собственников основных средств производства, а также, обеспечивающая выполнение общих дел, вытека ...