Расследованием этого скандала занимались Специальная комиссия и комиссия Конгресса, которые представили документы, доказывающие противозаконность этой аферы и выявили главных виновников в лице полковника Оливера Норта и его непосредственного начальника Дж. М. Пойндекстера.
Таким образом, конгресс не смог доказать непосредственного участия в этом президента.
Дальнейшее развитие событий продолжало накалять общественное возмущение: оказалось, что суммы, выплаченные Ираном за полученное оружие и военное снаряжение, выносились на специальный счет в одном из швейцарских банков, откуда они затем перечислялись (или, во всяком случае, должны были перечисляться) никарагуанским контрас в обход американских законов и решений конгресса. «Мог ли президент не знать об этих операциях его ближайших сотрудников?» Президентская отстраненность от руководства государственной машиной, и его безответственность были в одинаковой степени основанием, для серьезной обеспокоенности будущим развитием событий в оставшиеся два года его пребывания в Белом доме – такого убеждения придерживались многие. Проблема компетентности президента в вопросах внешней политики и степени его вовлеченности в процесс принятия внешнеполитических решений, поднятая в связи с «ирангейтом», связывалась теперь напрямую и с результатами встречи на высшем уровне в Рейкьявике.
Личная замешанность президента в скандальную сделку с Ираном не вызывала сомнения даже у тех американцев, которые годами приучались к мысли об отрешенности Рейгана от повседневного управления государственными делами. К началу декабря 1986 г. популярность Рейгана снизилась до 57%, а 80% опрошенных американцев высказали убеждение, что президент знает о деле «Иран-контрас» больше, чем готов признать.
Р. Макфарлейн, признавший ошибочность решения о поставках оружия и военного снаряжения Ирану, был назван Д. Риганом основным инициатором этого решения, человеком, достоянным наказания.
Президент не решался на открытое признание своей вины в принятии решения, но и не предпринимал никаких попыток возложить ответственность на кого-либо из своих советников. Однако в окружении президента поговаривали, что Ненси Рейган уже наметила нескольких «козлов отпущения» и приступила к целенаправленной обработке мужа: «на заклание» ею отдавались Д. Риган, Дж. Пойндекстер, О. Норт и, возможно даже, директор ЦРУ У. Кейси. Первыми были отправлены в отставку Дж. Пойндекстер и О. Норт. А вслед за решением Рейгана об увольнении в отставку этих лиц было принято еще одно решение Белого дома – о создании президентской комиссии во главе с сенатором Дж. Тауэром, которой поручалось провести расследование обстоятельств «ирангейта» и степени ответственности официальных лиц администрации за нарушение законов США.
Белый дом пошел на очередную подтасовку, призванную в первую очередь обелить президента. Выступая перед конгрессменами, министр юстиции и ближайший советник, и друг Рейгана Э. Миз заявил, что если президент и давал соглашение на первую поставку оружия Ирану, то это произошло, скорее всего, когда он находился под влиянием анестезирующих средств, введенных во время операции в госпитале Бетесды.
Ничуть не снизили накала страстей поступившие в печать сведения о том, что никарагуанским контрас не досталось ни единого цента из сумм, переведенных швейцарским банком, а что они осели на личных счетах участников операции с американской и иранской стороны и даже были использованы для финансирования избирательной кампании ряда конгрессменов.
Рейган признал, что был в курсе всей этой аферы, но категорически отрицал свою причастность к «тайной финансовой поддержке контрас». Кажется, Рейган не осознавал, сколь непринятые последствия будет иметь для него афера «Иран-Контрас». В столице стали поговаривать о том, что 75-летний возраст уже серьезно сказывается на способности президента даже не руководить страной, а хотя бы держать под контролем подотчетных ему ведомств и лиц. Союзники Рейгана среди членов конгресса настойчиво рекомендовали ему резко активизировать государственную деятельность по нескольким направлениям, включая принятие экстренных мер по борьбе с дефицитом внешнеторгового баланса, упорядочение взаимоотношений с европейскими союзниками и продвижение в переговорах с Советским Союзом по вопросам контроля над вооружением.
«Мы не можем позволить и не позволим, чтобы это (т.е. «ирангейт» - Э.И.) помешала нам продолжать управлять страной»,[62] - заявил президент в декабре 1987 г. блеснув знакомой всем улыбкой. Но «Ирангейт» нанес серьезный удар по репутации рейгановской администрации.
Как уже упоминалось, этот скандал сравнивают с Уотергейтом, который привел к отставке президента Р. Никсона в августе 1974 г. Правда, как отмечали американские обозреватели, кризис в связи с делом «Иран-контрас» серьезнее, чем Уотергейт, не только потому, что связан с обманом американского народа и союзников США, но и потому, что укладывается в рамки имперского правления президентской власти, которая игнорировала или нарушала законы всякий раз, когда это служило ее целям.
Президентские правления
Президентское правление характеризуется такими чертами: отсутствие дуализма исполнительной власти, так как президент является одновременно главой государства и главой правительства; президент избирается непосредственно всей нацией; президент и парламент независимы один от другого, так как парламент не имеет права сместить президентское п ...
Заключение.
В настоящее время в России появилось много различных политических партий. Они постоянно развиваются, ведут между собой политическую борьбу, идет их объединение и выработка совместных позиций для усиления влияния на государственные структуры и для выдвижения своих представителей во властные структуры. Рассматривать конкретную партию надо ...
Взаимоотношения церкви и государства
Церковь во все времена играла важную роль в жизни общества. Уже в раннеклассовых обществах, существовавших в форме городов-государств, имелось три центра управления – городская община, дворец и храм. Существует два основных вида взаимоотношений церкви и государства: - наличие государственной церкви, у которой закреплено ее привилегирован ...