Тактика манипулирования не обходится без ценностного ориентирования интересов в соответствии с установленными критериями образа и качества жизни. Используется и ценностное камуфлирование (когда партии в борьбе за электорат заимствуют друг у друга лозунги, программные положения, а впоследствии проводят курс, им не соответствующий). Весьма важны и ценностное ограничение и самоограничение интересов, предлагающие людям во имя национального возрождения, величия страны, ее радикального обновления и т. д. откладывать удовлетворение своих требований, т. е. политика «затягивания поясов». Этому служит и прием сваливания вины на других: поиск и выявление «вредителей», «ренегатов» и пр., т. е. нетипичных для данного строя «пережитков капитализма», «родимых пятен» и т. д.
Манипулирование предполагает и ценностное оправдание принудительного воздействия и маскировку видов принуждения. Тоталитарные режимы широко использовали террор и репрессии, но и они были вынуждены прибегать к их оправданию и маскировке.
Исследуя различные формы и методы современного манипулирования, американский ученый Р. Гудин выделяет две главные модели манипулирования — психологическую и рациональную. Суть психологической модели заключается в выборе наиболее подходящих психологических стимулов для приведения в действие именно тех психологических механизмов, которые способны вызвать желаемую для манипулятора реакцию. При таком подходе человек рассматривается действующим по принципу стимул - реакция.
В рациональной модели манипулирование осуществляется не через использование психологических механизмов, а посредством обмана и вероломства. Среди форм манипулирования, относимых к этой модели, американский исследователь выделяет следующие:
ü сокращение количества доступной для рядового гражданина информации;
ü использование пропаганды, т. е. предоставление гражданам отчасти верной, но тенденциозной информации;
ü использование секретности, т. е. преднамеренное утаивание информации, которая способна подорвать официальный политический курс;
ü информационную перегрузку, т. е. сознательное предоставление чрезмерной информации с целью лишить рядового гражданина возможности адекватно усвоить и верно оценить ее; смысл такого подхода состоит в том, что гражданин, не имеющий доступа к информации, вынужден полагаться на ее официальную интерпретацию.
Политика обмана имеет свои законы. Во-первых, ложь должна быть определенным образом дозирована и не переходить некоторых пределов, чтобы сохранить видимость правдоподобности. Во-вторых, политик должен хорошо знать, что ожидает от него аудитория. Тот факт, что истина выступает порой в менее привлекательной форме, чем фикция, создает для политика определенную почву для маневрирования. Задача политика в этом смысле состоит скорее в поисках выгодных для него иллюзий, на которых он может «сыграть». Третьей составляющей политики манипулирования является так называемая «логика коллективного действия», основывающаяся на корпоративной солидарности политиков, когда они понимают, что общественность теряет доверие ко всей группе политиков, если раскрывается обман одного из ее членов.
Американский институт анализа пропаганды, обобщая практику мировой журналистики, приводит следующие приемы, обладающие, по мнению специалистов, внушительной эффективностью:
1) «наклейка ярлыков» («присвоение прозвищ») — наделение личности или идеи унизительным, оскорбительным или смешным прозвищем, эпитетом, подрывающими их авторитет;
2) «рекомендация» («свидетельство») — использование для повышения популярности кандидата или предвыборного блока имен сочувствующих им известных артистов, ученых, спортсменов и прочих знаменитостей;
3) «перенос» — идентификация качеств и свойств какого-либо лица или политической идеи с качествами и свойствами известных и авторитетных лиц или идей, т. е. оценка по ассоциации;
Интенсификация политических усилий и
политический маркетинг как модели стимулирования политического обмена. Интенсификация комерческих усилий
Обозначив пространство политической борьбы конкурирующих групп влияния как рынок, исследователь сталкивается с вопросом, придерживается ли современная политическая элита в управлении сбытом своего политического товара концепции маркетинга. Для этого нужно привести сначала определение маркетинга. П. Дракер понимал, что «маркетинг не являе ...
Ветви власти
Государственная власть должна быть разделена на независимые друг от друга (но при необходимости контролирующие друг друга) ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Законодательная власть — власть в области законодательства. В государствах, где имеет место разделение властей, принадлежит отдельному государственному органу, заним ...
Общие представления о демократии
Демократия имеет теоретически ряд существенных, очень важных качеств, важных для развития человечества - это, во-первых, свобода выбора, что якобы предполагает выбор лучшего. Этот выбор лучшего в товаропроизводстве и торговле предполагает стимуляцию труда, творчества, созидание лучшего. А выбор лучшего среди людей предполагает выбор само ...