Одной из белорусских проблем является неучастие в партстроительстве представителей крупного бизнеса. Возможно, если бы на президентских выборах в 1994 г. победил не А. Лукашенко, а, например, С. Шушкевич или В. Кебич, то ситуация была бы совершенно иной, и белорусские олигархи стали бы рассматривать политические партии как наиболее удобный и эффективный способ защиты своих интересов. По крайней мере, попытки подобного рода предпринимались в 1994 г., когда бизнес-структуры предоставили финансовую помощь основным демократическим кандидатам в президенты. Позднее, после объединения ОДПБ и ГП в одну партию, ряд крупных бизнесменов некоторое время оказывали ОГП материальную и финансовую поддержку, поскольку в ее рядах было немало известных в финансовых и предпринимательских кругах лиц: экс-председатель правления Национального банка С. Богданкевич, экс-президент концерна "Амкодор" В. Шлындиков, бывший мэр г. Молодечно Г. Карпенко, президент Союза предпринимателей В. Карягин и т.д., тем более, что она открыто объявила себя выразителем интересов предпринимателей. Правда, не следует преувеличивать роль бизнеса в политической жизни страны. Во-первых, финансовая помощь партиям была весьма незначительной и из-за боязни преследования со стороны исполнительной власти предоставлялась как правило, по неофициальным каналам. Во-вторых, большинство предпринимателей, особенно выходцев из бывшей компартийной и комсомольской номенклатуры, предпочитали действовать по старинке. Хотя теоретически они и понимали необходимость существования законов, способствующих развитию бизнеса и защищающих их интересы, тем не менее решать возникающие у них проблемы стремились не через парламент, а негласно, через свои старые связи во властных структурах.
Роль бизнеса в партийном строительстве могла бы быть совершенно иной, если бы в стране после ноября 1996 г. сохранился прежний уровень политических и экономических свобод, а прошедшие в 2000 г. выборы в Палату представителей и президентские выборы 2001 г. привели к восстановлению конституционной законности в стране.
Впрочем, как говорится, нет худа без добра. Например, анализ участия финансовых олигархов в избирательных кампаниях в Украине (здесь парламентские выборы проходят по смешанной мажоритарно-пропорциональной системе) показывает возможность создания "под выборы" партий-однодневок, основанных отнюдь не на общности взглядов и идеологии их членов. Деятельность таких партий направлена на решение самой что ни на есть прагматической задачи: иметь своих людей в законодательном органе для защиты интересов той или иной финансовой группы. Попытки создания "под выборы" политических партий в 1993-1995 гг. имелись и у нас. К ним можно отнести, например, создание Партии всебелорусского единства и согласия (председатель Н. Шелягович) и Белорусской народной партии (председатель В. Терещенко), которые в условиях изменившейся политической ситуации прекратили свое существование. И, видимо, не вина, а беда отечественного бизнеса, который из-за своей неразвитости и провинциальности так и не смог подняться в 1995-1996 гг. до осознания необходимости сохранения демократических институтов как гарантии защиты своих собственных интересов и благополучия и не поддержал Верховный Совет и политические партии во время ноябрьского референдума 1996 г.
Вывод
Известно, что гражданское общество, рыночная экономика и политическая демократия тесным образом связаны друг с другом. В этом отношении не является исключением и Россия. В России – несколько позже, чем в большинстве западных стран – начали формироваться идеи конституционного права, гражданского общества, разделения властей, политического ...
Политические стереотипы и установки как важнейшие элементы
политического сознания. Сущность понятия
«политический стереотип», его структура, механизм формирования
Понятие «стереотип» происходит от двух греческих слов: «stereos» (твердый) и «typos» (отпечаток). Политологическая трактовка стереотипа исходит из синтеза двух его общепринятых значений. Во-первых, в полиграфии стереотип — монолитная печатная форма-копия с набора или клише, используемая при печатании многотиражных и повторных изданий. Во ...
Объективные основы политического прогнозирования
Каждый, кто разрабатывает научные прогнозы и применяет их в практической политике, так или иначе, вольно или невольно руководствуется принципом познаваемости действительности. Следовательно, методологической основой прогнозирования служит материалистическая гносеология
. Объективная основа прогнозирования политических событий состоит в т ...