Добиваясь проведения досрочных выборов в Верховный Совет, политические партии стремились изменить и избирательную систему. Они справедливо полагали, что законодательное закрепление избрания хотя бы части депутатов по партийным спискам будет стимулировать развитие политических партий. В 1991 г. БНФ разработал проект Закона "О выборах народных депутатов Беларуси", который предусматривал переход к смешанной избирательной системе: из 160 депутатов будущего парламента 80 должно было избираться по всебелорусским партийным спискам и 80 - по одномандатным округам[21]. В конце 1993 - начале 1994 гг. подобные законопроекты направляли в Верховный Совет и другие политические партии: один из них представлял совместную разработку трех партий (ОДПБ, БСДГ и БСП), другой - ПНС. Однако Верховный Совет, который не собирался проводить парламентские выборы весной 1994 г., никак не отреагировал на предложенные законопроекты.
Дело сдвинулось с мертвой точки только осенью 1994 г., когда Верховный Совет наконец-то приступил к принятию новых избирательных законов. Казалось, что он сможет принять закон, который будет предусматривать избрание 25% депутатов по партийным спискам. В сентябре 1994 г. председатель Верховного Совета М. Гриб заявил о возможной "переориентации Верховного Совета в вопросе выборов на смешанную (мажоритарно-пропорциональную) систему"[22].3 ноября 1994 г. он провел встречу с политическими партиями, в ходе которой большинство из них высказалось за смешанную систему голосования. В начале ноября 1994 г. в СМИ появилось интервью С. Наумчика, в котором он отмечал, что депутатское объединение "Беларусь" готово поддержать предложение
В выборах депутатов Верховного Совета по партийным спискам в соотношении 25% (партии) к 75% (одномандатные округа) [23].
Выступая в сентябре 1994 г. на совещании председателей областных, городских и районных Советов, А. Лукашенко высказался за сохранение мажоритарной системы выборов ввиду очевидной слабости партий. Однако скорее всего такая позиция объяснялась пониманием того, что мажоритарная система выборов способствует избранию в парламент преимущественно беспартийных депутатов, с которыми легче иметь дело, чем с партийными выдвиженцами, как при формировании правительства, так и при принятии законов. Многие депутаты Верховного Совета считали, что для переизбрания им больше подойдет мажоритарная система выборов, позволяющая задействовать административный ресурс. Поскольку интересы старой номенклатуры, имевшей устойчивое большинство в Верховном Совете, и недавно избранного президента совпали, то предложение оппозиции БНФ о выборах части депутатов по партийным спискам было отклонено.
Несмотря на то, что все депутаты Верховного Совета XIII созыва избирались по мажоритарной системе выборов, большинство из них достаточно быстро "разошлись" по партийным фракциям. И если бы последующие выборы в парламент, пусть даже по мажоритарной системе, проходили в нормальных политических условиях и при прежнем конституционном строе, через 5-10 лет у нас наверняка было бы несколько достаточно сильных и влиятельных политических партий.
В период разработки Избирательного кодекса (конец 1999 - начало 2000 гг.) политические партии, входящие в Консультативный совет ОПП, вновь выступили с требованием об изменении избирательной системы. Однако и на этот раз Президент и Палата представителей, боясь усиления роли политических партий в жизни страны, отвергли предложение об избрании хотя бы части депутатов по партийным спискам.
Не предвидится изменение Избирательного кодекса в сторону введения смешанной избирательной системы и в ближайшем будущем. Поэтому политическим партиям придется приспосабливаться к имеющейся избирательной системе и с учетом этого обстоятельства строить свою дальнейшую стратегию и тактику.
Бизнес и развитие партий.
Во всех странах важным фактором влияния на состояние партийной системы является бизнес, для которого партии являются достаточно удобным инструментом лоббирования их собственных интересов. Нередко крупные предприниматели, действуя по принципу "не класть все яйца в одну корзину", поддерживают не одну, а одновременно несколько партий, часто соперничающих друг с другом.
Характеристика политического лидера
Политические лидеры, выражая интересы определенных классов, слоев, партий, движений, оказывают огромное влияние на развитие политических процессов в стране. Особенно велика роль лидера в переломные периоды развития общества, когда требуется быстрое принятие решений, высочайшая ответственность за их реализацию, способность оценить ситуаци ...
Защита достижений экономической эффективности
Выполнение данной рекомендации исключает безвозмездное государственное субсидирование неэффективных субъектов предпринимательства. Государство не должно повседневно заниматься регуляцией жизни общества. Миссия государства ограничивается созданием институтов, имеющих высокий потенциал саморегуляции определенного сегмента общественной жизн ...
Предмет и объект политологии
Существенная сторона в обосновании научного статуса политологии лежит в различении ее объекта и предмета. Как известно, объект познания – это все то, на что направлена деятельность исследователя, что противостоит ему в качестве объективной реальности. Когда же речь идет о предмете исследования конкретной науки, то та или иная часть объек ...