Возникшие в начале 90-х годов партии демократического направления оказались слабее аналогичных партий стран Балтии. Причина этого, как уже говорилось, заключалась не только в ограничительной и запретительной политике властей, но и в "советскости" рядовых, среднестатистических белорусских граждан, которые в большинстве своем были не готовы воспринять и поддержать идеи и ценности открытого общества, национального государства. Кроме этого, фактором, сдерживающим самостоятельное развитие политических партий, являлось доминирующее положение БНФ на политической арене и после августовского путча 1991 г. БНФ не желал "растворяться" в политических партиях или преобразовываться в одну из них, не доверял им и считал себя единственным последовательным защитником независимого государства и национально-культурного возрождения страны. Поэтому он относился к партиям демократического направления как к неравноправным партнерам по борьбе с существующей властью, пытаясь навязать им свои правила игры.
Вместе с тем, политические партии, осознавая свои подлинные и мнимые слабости, испытывали своеобразный комплекс неполноценности по поводу неумения привлекать граждан в свои ряды и вести реальную политическую борьбу. Поэтому они не спешили дистанцироваться и, тем более, порывать с БНФ, хотя многие из них рассматривали себя в качестве "третьей силы" и стремились проводить политику равноудаленное от прокоммунистического правительства В.Ф. Кебича и БНФ.
Перечисленные факторы привели к тому, что в начале 90-х годов все негосударственные политические силы разделились пополам: с одной стороны, БНФ, игравший самую заметную роль в политической жизни страны, с другой - политические партии различных идеологических направлений, организационно не связанные с БНФ и не во всем поддерживающие его политику.
Причина возникновения подобной ситуации заключалась в том, что БНФ и политические партии по-разному оценивали существовавшую политическую ситуацию 1991-1996 гг. БНФ в своей деятельности фактически исходил из тезиса о том, что в стране отсутствовала законно избранная власть, а реально существовавшая проводила антинациональную политику. Поэтому он не рассматривал себя в качестве политической силы, интегрированной в существовавшую тогда политическую систему, и считал, что все демократы сообща, единым фронтом должны бороться с антинародным режимом, что есть только две противостоящие друг другу силы: власть и объединенная оппозиция, во главе которой должен стоять БНФ. Конечно же, нельзя сказать, что в те годы существовала демократическая система, которая обеспечивала равные правила игры для конкурирующих политических сил в их борьбе за власть. Тем не менее, у демократических сил имелись возможности для политической борьбы в рамках существовавших тогда демократических институтов. И те партии, которые не хотели идти под "крышу" БНФ, полагали, что жесткое противостояние власти, деление политических сил по принципу "черное - белое" сужает электоральную базу демократических сил и отталкивает от демократов возможных сторонников из числа хозяйственной и управленческой элиты. Отсюда и их стремление рассматривать себя в качестве "третьей силы", против чего так резко и выступал БНФ. Вместо того чтобы достигнуть соглашения со своими менее радикально настроенными союзниками по демократическому лагерю, БНФ вел борьбу как с партиями, так и с отдельными личностями, например, С.С. Шушкевичем. Впоследствии (в 1996 г) это явилось одной из причин поражения оппозиции.
Роль социальных классов в политике
В политологии выделяется также понятие социальный класс и рассматривается его влияние на политику. Социальные классы выделяют среди других страт на основе их экономического положения, устойчивости социального положения их представителей, затрудненности социальной мобильности, а также многочисленности их представителей. Все это обусловлив ...
Реализация федеральных целевых программ в Удмуртской Республике
В 2007 году завершилась реализация федеральной целевой программы "Социально-экономическое развитие Республики Удмуртия до 2007 года". Общий объем финансирования, определенный для реализации Программы, составил 114812,11 млн. рублей, из них средства федерального бюджета – 28568,06 млн. рублей (19,84%), средства бюджета Республик ...
Диалектика национально-территориальных конфликтов
Изобилие природных ресурсов не является достаточным условием процветания нации. Проблема заключается в хорошем управлении процессом производства товаров. Эдвард Деминг Если человек, пренебрегая законами всемирного тяготения, оторвет от земли сразу обе ноги, он тут же будет наказан, приземлившись на мягкое место. Также неотвратимо наказан ...