Ключ к пониманию сущности возникновения и эволюции партийной системы Беларуси лежит в особенностях общественно-политического развития страны конца 80-х годов. Так, если по уровню социально-экономического развития Беларусь находилась на уровне стран Балтии, то по степени готовности восприятия идей гражданского общества и независимого национального государства - пожалуй, на одном из самых последних мест среди республик бывшего СССР. Количественные и качественные изменения населения страны, произошедшие в результате массовых репрессий и чисток, а также в период Второй мировой войны, привели не только к необратимым институциональным изменениям в образе жизни людей, но и к частичной потере ими национальной идентичности. Руководящую роль Коммунистической партии и советскую власть подавляющее большинство простых граждан, управленческая элита, значительная часть технической и творческой интеллигенции воспринимали не как нечто чуждое Беларуси, а как неотъемлемую часть ее собственной истории. Представители союзных силовых структур (КГБ, МВД, Советской армии) не чувствовали на себе, в отличие, например, от своих коллег в Литве, плохо скрываемого пренебрежения и неприязни по национальному признаку со стороны коренного населения. Правящая номенклатура, сильно разбавленная после 1945 г. мигрантами, не обладая опытом самостоятельного государственного управления в независимой стране, не представляла своего существования без "указующего перста Москвы". "Советские" белорусы на просторах бывшего СССР были самыми советскими людьми, даже, пожалуй, более советскими, чем русские.
В 60-70-е годы по темпам урбанизации с Беларусью не могла сравниться ни одна республика СССР. Подавляющее большинство населения городов являлось горожанами в первом поколении и не успело в полной мере адаптироваться к городу и городской культуре. Оторванность от прежней среды обитания и прежнего образа жизни способствовала предрасположенности таких горожан к восприятию популизма, обещаний о необходимости наведения порядка при помощи административных методов. Добиться улучшения своей жизни они хотели не путем достижения свободы, демократии и рынка, а посредством нового передела власти.
И все же в условиях общественного подъема конца 80-х годов XX в. казалось, что демократизация общественной жизни и политическое развитие Беларуси пойдут по пути, схожему со странами Балтии. Многие политики полагали, что если и будет какое-то отставание, то во временном плане оно будет очень незначительным. Действительно, первая массовая политическая организация - Белорусский народный фронт - возникла у нас примерно в то же время, что и в странах Балтии, и в своей деятельности ставила схожие цели и задачи. Однако в странах Балтии народные фронты (движения), опиравшиеся на поддержку национальной управленческой номенклатуры и объединявшие людей разных идеологических предпочтений, смогли на первом этапе сыграть роль тарана в борьбе с коммунистической тиранией и советской оккупацией. Затем они утратили свое значение влиятельной политической силы, но явились основой возникновения политических партий - национальных, консервативных, христианско-демократических, либеральных, социал-демократических и т.п. В Беларуси этого не произошло и, видимо, не могло произойти в силу указанных особенностей общественно-политического развития страны.
Роль СМИ в политической жизни государства
Хотелось бы начать исследование с рассмотрения теоретических аспектов роли СМИ в политической жизни государства. В любой современной политической системе СМИ выполняют целый ряд важнейших функций: информационную, социализационную, образовательную, критики и контроля, артикуляции общественных интересов, конституирования и интеграции полит ...
Политические институты. Политические партии и партийные
системы
Политическая партия - имеющее устойчивую структуру и постоянный характер деятельности независимое общественное объединение, выражающее политическую волю своих членов и сторонников, ставящее своими задачами участие в определении политического курса данного государства, в формировании органов (в т.ч. представительных) государственной власт ...
Категории номенклатуры.
Номенклатура различается по трем главным критериям: 1. По партийному органу, включившему данное лицо в номенклатуру. 2. По вышестоящему партийному органу, санкционировавшему это включение. 3. По характеру номенклатурной должности, предоставленной данному лицу: является ли она штатной или выборной. Партийные органы в данном случае - не бю ...