Политический режим – это упорядоченное взаимодействие структур политической системы, а также совокупность методов осуществления власти и достижения политических целей. Понятие политического режима раскрывает динамический, функциональный характер политической системы. Качественными характеристиками политического режима являются: объём прав и свобод граждан, методы осуществления государственной власти, характер взаимоотношений между государством и обществом, наличие или отсутствие возможностей общества влиять на принятие политических решений, способы формирования политических решений, способы формирования политических институтов, методы переработки политических решений.
Существуют различные классификации и типологизации политических режимов.
Наиболее частым является подразделение режимов на диктатуры и демократии (схема 1).
Термин «диктатура» (лат. – неограниченная власть) даёт содержательную характеристику режимов, в которых власть одного лица или небольшой группы практически не ограничена. Большинство современных политологов подразделяет диктатуры на тоталитаризм и авторитаризм.
Демократические режимы (греч.demos – народ и cratos – власть) возникли несколько позже диктатур, хотя и существовали уже в Древней Греции. Современная демократия отличается от античной. Её главными признаками являются: 1) наличие представительных органов власти, формируемых на основе всеобщих выборов; 2) признание политических прав и свобод граждан в таком объёме, который позволяет легально действовать не только партиям и организациям, поддерживающим политику правительства, но и париям и организациям оппозиционным; 3) построение государственного аппарата по принципу «разделения властей», причём единственным законодательным органом считается парламент; 4) политический плюрализм; 5) публичность власти.
Схема 1
Среди многообразных классификаций политических систем выделяются типологии Р. Даля и Ж. Блонделя.
Р. Даль использует два основных критерия, с помощью которых он строит свои идеальные типы политических систем. Первый критерий имеет отношение к допустимой оппозиции или политической конкуренции. Второй – касается участия населения в процессе публичного соперничества за власть.
В соответствии с предложенными критериями и их измерением выделяются четыре типа политических систем.
В типологии Ж. Блонделя основанием разделения режимов на группы служит отношение трёх переменных: политическая конкуренция, структур элиты и политическое участие населения.
Политическая конкуренция – оценивается с точки зрения того, является ли она открытой или закрытой. Структура элиты – показывает, есть ли в структуре элит субгруппы и каков уровень их автономии. В этом смысле различаются монолитные и дифференцированные элиты.
Политическое участие – характеризуется степенью включения населения в политическую жизнь.
Схема 2
Режимы (системы) |
Закрытые с монолитной элитой |
Закрытые с дифференцированной элитой |
Открытые |
Исключающие |
Традиционные |
Авторитарно-бюрократические |
Конкурирующая олигархия |
Включающие |
Эгалитарно – авторитарный |
Авторитарно-неэгалитарный |
Либеральная демократия |
В качестве примеров политических систем соответствующих типов можно назвать современные и исторические системы.
К традиционным системам могут быть отнесены монархии в странах третьего мира. Однако не все современные монархические режимы являются традиционными. Безраздельная власть монархов осталась лишь в шести странах – Бахрейне, Брунее, Омане, Катаре, Саудовской Аравии, Объединённых Арабских Эмиратах. В Свазиленде существует «парламент», частично избираемый племенными советами и частично назначаемый королём.
Авторитарно-бюрократические системы могут быть представлены военными режимами стран Латинской Америки периода 70–80 гг. (Чили, Аргентина, Уругвай).
Сегодня система конкурирующей олигархии существует в тех странах, где население фактически не оказывает влияние на результаты борьбы за власть между различными группами элит.
К эгалитарно – авторитарным системам в настоящее время можно отнести Китай, Северную Корею, Кубу.
Избирательные системы
Избирательная система - в широком смысле - порядок формирования выборных (представительных) органов государства. Избирательная система регулируется правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Избирательная система - в узком смысле - система распределения мест в выборных органах после установления результатов г ...
Механизм государства
Под механизмом государства понимают совокупность всех его органов, посредством которых осуществляются функции государства, решаются стоящие перед ним задачи. Термин "механизм" лежит в основе сравнения государства с машиной, посредством которой правящие силы управляют обществом, порой навязывая ему свою волю с помощью принуждени ...
Фашистские партии
Фашистские партии имеют много схожего с коммунистическими: - вертикальные связи; - централизация власти; - жёсткая структура. Однако фашистские партии отличаются от коммунистических по социальному составу, доктрине, философии. Возникая из полувоенных формирований, они культивировали жестокость и насилие. Первичной организацией фашистских ...