Под механизмом государства понимают совокупность всех его органов, посредством которых осуществляются функции государства, решаются стоящие перед ним задачи.
Термин "механизм" лежит в основе сравнения государства с машиной, посредством которой правящие силы управляют обществом, порой навязывая ему свою волю с помощью принуждения.
Государственный механизм в ходе многовековой истории претерпел существенную эволюцию - от простейших образований, включавших на Древнем Востоке финансовое и военное ведомства, а также ведомство общественных работ, до чрезвычайно сложных и разветвленных структур, насчитывавших многие тысячи человек. Поэтому изучение механизма государства сводится, прежде всего, к изучению его структуры. Традиционно первичным элементом этой структуры считался орган государства. Однако в новейшей отечественной литературе предлагается изучать механизм государства сквозь призму понятия "власть"7. Такое противопоставление не вполне корректно. Ведь механизм государства - это властный механизм. Органы государства обладают властной компетенцией, означающей осуществление властных функций в известной сфере общественной жизни (в этом собственно и состоит их отличительная особенность). С другой стороны, в структурах государства власть осуществляется лишь посредством его органов. Поэтому понятия "государственный орган" и "государственная власть" отражают лишь неодинаковый угол зрения на одну и ту же проблему.
Понятие "механизм государства" раскрывает структуру государства, тогда как термин "государственная власть" призван подчеркнуть разделение ее на:
законодательную ветвь;
исполнительную ветвь;
судебную ветвь.
При этом, важно не само по себе разделение властей, а система сдержек и противовесов, положенная в основу их взаимодействия. Ее цель - не допустить концентрации власти государства в руках лишь одного органа.
Порой наряду с термином "механизм государства" совокупность его органов определяют посредством термина "государственный аппарат". Иногда в него включают также вооруженные силы и материальные средства государственной власти. Но чаще под ним понимают систему органов лишь исполнительной власти.
1. Законодательная властьосуществляется представительными органами государства. Это первичные органы в структуре государства, поскольку выражают волю народа в лице его представителей.
Представительные органы подразделяются на:
высшие. К ним относятся органы типа Парламента в Англии, Конгресса в США, Государственной думы в России и т.д. Эти органы издают законы, т.е. акты высшей юридической силы;
местные. Местные представительные органы называются собраниями, советами и т.д. и принимают на основе законов акты, обязательные к исполнению на соответствующих территориях.
В федеративных государствах законодательные органы функционируют на уровне как федерации, так и субъектов федерации.
2. Исполнительная власть
. Органы исполнительной власти исполняют законы и в этом смысле являются вторичными, или производными от органов законодательной власти.
Они подразделяются на:
высшие (правительство, министерства и ведомства);
местные, включающие структуры исполнительных органов на местах (местные администрации (правительства), их отделы и управления).
Исполнительную власть осуществляют глава государства, правительство, министерства и ведомства, а также местные органы исполнительной власти. Органы местного самоуправления в систему государственных органов Российской Федерации не входят. По характеру компетенции органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции (правительства, администрация тех или иных административно-территориальных единиц) и органы специальной компетенции (министерства и ведомства и их органы на местах).
3. Органы судебной властиосуществляют правосудие и включают в Российской Федерации суды общей юрисдикции, конституционные и арбитражные суды. Правосудие осуществляется на основе принципа независимости судей и подчинения их только конституции и законам.
В ряде стран важную роль в механизме государства играет система органов прокуратуры, как надзорная инстанция за соблюдением законности всеми организациями, учреждениями, гражданами, государственными органами и должностными лицами.
«Политический маркетинг»: концепция и технологии
Как уже было показано, через непривлекательный, конфронтационный имидж публичной политической власти, создаваемый технологиями «интенсификации политических усилий», раскрываются причины невысокой эффективности воздействия управляющей подсистемы на общество на отдельных территориях. Высокий уровень управленческих затрат и невысокий — обра ...
Право и государственная политика.
Государственная политика базируется также на твердом фундаменте права как основы эффективного функционирования власти и ограничивается рамками права. Право принято подразделять на публичное и частное. Публичное право регулирует деятельность государственных органов, отношения между гражданами и госорганами, частное право составляют норм ...
Развитие бюрократии в России
Система управления, в которой карьера зависит от личных профессиональных качеств, возникла еще в допетровской России. Когда в 16 веке в Московском государстве начали возникать функционально-специализированные органы государственного управления, «приказы», то работающие в них незнатные дьяки постепенно стали играть не менее важную роль, ч ...