В многонациональных государствах одной из причин кризиса и крушения коммунистических режимов была их неспособность обеспечить фактическое национальное равноправие и возраставшие на этой почве национальные противоречия. Этот процесс продолжался и в 90-е годы, приведя к распаду Чехословакии и Югославии. Но если Чешская и Словацкая республики «разошлись» мирно в начале 1993 г., то в Югославии события развивались поистине драматически.
Косово - часть Республики Сербия Союзной Республики Югославия. Территория -10887 кв.км. Административный центр - г. Приштина (население - около 200 тыс. чел.). Население - около 2 млн. чел. (на 1997 г.), около 90% - этнические албанцы, менее 10% - сербы
Конфликт в исторической области Косово и Метохия (в дальнейшем Косово) является производной от этноисторических, политических и экономических составляющих. Они определяют особенности и сегодняшнего его протекания.
Причины конфликта
К этноисторическим причинам косовского конфликта следует отнести следующие:
— во-первых, Косово находится в центре непосредственного соприкосновения двух главных суперэтнических целостностей (христианской и мусульманской) современного мира, что предопределяет, как было сказано выше, особую остроту национальных конфликтов в данном регионе;
— во-вторых, этнический конфликт носит ярко выраженный религиозный характер, имеющий глубокие исторические корни. Завоевание Балканского полуострова Оттоманской империей в XIX—XX вв. сопровождалось насильственной исламизацией части коренного славянского местного населения, обращенного к тому моменту в своем большинстве в православие. В то же время борьба Германской империи по пресечению мусульманской агрессии также носила характер религиозной войны и сопровождалась насильственным введением католицизма;
— в-третьих, 500-летняя исламская оккупация сопровождалась активной национально-освободительной борьбой (особо активной с XVII в.) и характеризовалась ведением партизанских войн и наличием большого числа тайных организаций террористического направления;
- в-четвертых, национально-освободительная борьба велась при постоянном иностранном политико-военном вмешательстве, причем великие державы преследовали узконациональные политико-экономические цели;
— в-пятых, резко изменилась этнодемографическая ситуация в регионе. Если до начала 70-х этнические албанцы составляли до 60% населения края, то к середине 90-х ввиду расширенного естественного прироста их доля в населении края превысила 90% (т.е. население стало этнически однородным).
К политическим причинам косовского конфликта следует отнести:
— заинтересованность ведущих стран Запада, прежде всего США, в окончательном развале и подчинении своему влиянию Союзной Республики Югославия (СРЮ);
— неспособность руководства СРЮ и Сербии своевременно определить политическую линию в отношении Косово, реализовать на практике политику национально-культурной автономии, спрогнозировать основные направления обострения обстановки и оказать воздействие на лидеров оппозиции;
— приверженность руководства СРЮ силовым методам разрешения конфликта, крайне непродуктивным ввиду его этнорелигиозной окраски;
- скрытую и открытую поддержку сепаратистских настроений местного населения извне как со стороны мусульманских государств, так и со стороны довольно сильной албанской диаспоры. Наличие исторической национальной идеи этнических албанцев - создание так называемой Великой Албании.
К экономическим причинам конфликта следует отнести:
— низкое промышленное развитие региона, высокий уровень безработицы (по некоторым данным, до 40—60%), что наряду с этнической непримиримостью провоцирует активное недовольство дееспособного населения;
Многим политикам необходим курс ликбеза
«Сон разума рождает чудовищ». Эти слова великого художника-сатирика Ф. Гойи весьма актуальны для современной российской политической элиты. Будучи продуктами брежневско-сусловской школы общественно-научного образования, подавляющее большинство теоретиков, лидеров и идеологов политических партий и движений при рассмотрении важнейших вопро ...
Собственность
I. Вместе с правом Штирнер, безусловно отвергает и правовое учреждение собственности. “Собственность живёт по милости права; право единственная её защита. Она не “действительность”, а фикция, идея. Это собственность правовая, законная, гарантированная; собственность “моя” не благодаря Мне, а благодаря праву”. Собственность в этом смысле ...
Взаимовлияние политики и религии
Выясним, какое влияние могут оказывать и оказывают друг на друга религия и политика. Рассмотрим сначала не столь важное с точки зрения политологии, влияние политики на религию. Влияние политики на религию могут проявляться так же в некоторых политических действиях или распространению некоторых идей, которые могут скомпрометировать отдель ...