При таком подходе можно выделить три цивилизации:
европейскую (христианскую);
восточную (буддистскую, исламскую);
африканскую.
Отдельные авторы предлагают использовать при такой типологии оба эти понятия. Однако при том и другом подходе также существует немало проблем. Они связаны с нечеткостью самого понятия "культура", а также с отсутствием общепризнанной концепции исторического процесса.
Другой такой основой могут быть стадии развития производства, позволяющие разделить общества на:
аграрные;
индустриальные;
постиндустриальные;
информационные.
Приведенные классификации, не исчерпывают проблемы, а лишь отражают ее многогранность. Поэтому отметим лишь некоторые закономерности исторического развития общества.
Это развитие шло от примитивных, архаичных структур к постепенному их усложнению вследствие общественного разделения труда, совершенствования его орудий, развития культуры и т.д.
Как уже отмечалось, история человечества включает догосударственную эпоху и эпоху государственно-организованных обществ. В первую из них индивид не существует вне коллективной общности (рода, племени, общины). В эпоху государства он становится самостоятельным субъектом общественных отношений. При этом переход от одного состояния к другому занимает целую полосу истории. У народов, переживающих ее сегодня (Тропическая Африка, ряд стран Ближнего и Среднего Востока и т.д.), классовые институты по-прежнему сосуществуют с институтами родового либо раннеклассового общества. История государственно-организованного общества (по крайней мере, европейская) отражает движение от открытого закрепления неравенства и несвободы большинства членов общества к признанию их формального равенства и свободы, которое провозглашается лишь с победой буржуазного строя (XVII-XVIII вв).
В современном мире можно встретить народы, представляющие практически все известные типы человеческого общества: от архаичных до наиболее развитых. Поэтому прежде чем рассматривать общество и государство в их соотношении, необходимо определиться, какая эпоха берется за "точку отсчета".
Основные политические идеологии современности
Мировая практика выработала множество идеологических систем. Основные разновидности современной политической идеологии – либерализм, консерватизм, социализм и др. Каждая из них имеет свои истоки, социальную базу, теоретико-методологические принципы и отстаиваемые социально-политические идеи. Либерализм Исторически первой мировой политиче ...
Политические учения в эпоху Средневековья и Возрождения
В средние века (
V – XV века н.э.) политическое знание принимает ярко выраженную религиозно-этическую форму. В средневековом мировоззрении господствует представление об определяющей роли Бога в природе, общественной и личной жизни. Власть осмысливается как осуществление божьего промысла. Повиновение государственной власти – одно из требо ...
Программы молодежной политики Комитета по
молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями. Программа "Молодежные общественные
организации"
Поддержка молодежных общественных объединений является одним из направлений деятельности Комитета. Работа осуществляется в соответствии с Законом Санкт-Петербурга "О молодежи и молодежной политике Санкт-Петербурга". В рамках данной программы ежегодно формируется Санкт-Петербургский городской Реестр молодежных и детских обществе ...