Первый Бернадот.
После переворота 1809 года, когда был свергнут Густав IV Адольф, королём стал его дядя, герцог Карл, вступивший на трон под именем Карла XIII. Так как Карл XIII был стар и не имел детей, необходимо было найти ему преемника. Сначала выбор пал на датского принца Карла Августа Аугустенбургского, но вскоре по прибытии в Швецию он умер, и в 1810 году наследником шведского престола был избран французский маршал Жан Батист Бернадот, принявший имя Карла Юхана. Одной из причин этого выбора было желание вступить в союз с Францией и Наполеоном, в надежде получить поддержку последнего и отвоевать обратно Финляндию. После своего прибытия в Швецию наследный принц Карл Юхан фактически стал королём государства. В 1812 году он начал проводить совсем иную политику, присоединился к коалиции против Наполеона, по Кильскому мирному договору отвоевал Норвегию у Дании и после недолгой кампании вынудил Норвегию вступить в унию со Швецией в 1814 году. Уния просуществовала до 1905 года.
Прибытие Карла Юхана в Швецию стало также началом новой эры во внутренней политике. Толкование Конституции 1809 года и практические мероприятия, осуществляемые в её рамках, в большей степени носят отпечаток личных идей и желаний короля на протяжении всего его правления (1818-1844).
Сам Карл Юхан обязан своей карьерой французской революции. Без неё он, не будучи дворянином, никогда не поднялся бы выше унтер-офицерского чина. И всё же, несмотря на своё происхождение и карьеру, Карлу Юхану было трудно с самого начала терпеть ограничения его власти, записанные в шведской конституции. Даже в бытность его наследным принцем он действовал наперекор более независимым членам Совета.
Когда после смерти Карла XIII в 1818 году он стал королём, Карл XIV Юхан всё чаще выбирал своих министров среди лояльных бюрократов, выполнявших его приказы без возражений. С течением времени он становился всё более самовластным. Прежний революционер превращался в единовластного монарха старого стиля.
На пути к парламентаризму и демократии.
С распространением либерализма в середине XIX века началась борьба, связанная с вопросом о личной власти короля. С того момента, как наследный принц Карл принял правление в 1857 году и до окончательной капитуляции Густафа V перед требованиями парламентаризма и демократии в 1918 году борьба за королевскую власть была основной темой истории шведских монархов.
Несмотря на то, что после департаментской реформы 1840 года статус министров укрепился (теперь каждый министр возглавлял свой департамент), они в основном оставались служащими короля в течение правления Оскара I (1844—1859). Он их назначал, и они политически зависели от него. Совет как самостоятельный фактор власти играл подчинённую роль. Настоящего кабинета министров в полном смысле этого слова при Оскаре I не было.
Ситуация изменилась во время правления Карла XV (1859—1872). С самого начала Совет выступал как единое целое и во многих случаях играл решающую роль в шведской политике. Например, в таких жизненно важных вопросах как отношения с Норвегией в период 1858—1860 и помощь Дании в войне с Германией в 1864 году. Что же касается парламентской реформы 1866 года, то именно Совет и риксдаг, а не король, формировали шведскую политику и в критических ситуациях принимали окончательные решения.
Оскар II (правил 1872—1907), наоборот, стремился играть более активную роль в руководстве развитием, чем его брат и предшественник. По своей инициативе он встречался с ведущими политиками и старался оказывать на них влияние в частных беседах. В своих отношениях с Советом он старался использовать королевскую власть для утверждения своего мнения при принятии политических решений.
Однако стремления Оскара II утвердить свою личную власть не увенчались большим успехом. Главным образом потому, что после реформы 1866 года, означающей упразднение старого сословного и создание нового двухпалатного риксдага, риксдаг становился всё сильнее и поддерживал Совет против короля.
Ограничение избирательного права и выборные цензы, записанные в Акте о Риксдаге 1866 года означали, что первая палата была форумом для помещиков, крупных чиновников, коммерсантов и промышленников, а во второй палате в большинстве были крестьяне-землевладельцы.
Понятие «террор» и «международный терроризм»
Под террором (лат. «страх», «ужас») подразумевают политику устрашения противника и подавления его насильственными методами вплоть до физического уничтожения. Возникновение его как понятия, характеризующего конкретные социальные явления, обычно связывают с якобинской диктатурой, имевшей место во Франции в 1793 г., хотя, собственно, сами т ...
Принцип разделения властей в Российской Федерации
В Российской Федерации принцип разделения властей впервые появился в Декларации о государственном суверенитете РСФСР [4]. В 1991 г. в России сложилась система органов власти, которую в центре возглавили Президент и Верховный Совет, а в субъектах Федерации - Советы и главы администраций. Последние имели двойное подчинение: Президенту и со ...
Выводы по военно-политической обстановке в Косово
Исходя из развития военно-политической обстановки в Косово можно сделать следующие выводы: — косовский конфликт имеет глубокие этно-исторические корни и грозит серьезным обострением обстановки в районе Балканского полуострова. Существовавшая потенциальная опасность его перерастания в вооруженный конфликт с активным участием СРЮ и Албании ...