Политика национальной безопасности правительства строилась на той идее, что свобода от каких-либо военных альянсов в мирное время лишь укрепит нейтралитет в случае войны. Позже оказалось, однако, что формальный нейтралитет нисколько не мешает тесному оружейному и техническому сотрудничеству с НАТО.
В 1970-х гг. экономическая ситуация в стране несколько ухудшилась, и весьма острой стала энергетическая проблема. Критика ядерной энергетики привела к запрету парламентом строительства новых реакторов. После падения Берлинской стены в 1989 г. шведская политика полного нейтралитета была пересмотрена, и правительство выразило желание вступить в Европейский Союз. Швеция стала членом ЕС в 1995 г.
Королевский абсолютизм.
Как и в большинстве европейских стран, в XVI и XVII века Швеция характеризовались появлением всё более эффективной и централизованной администрации. В военном и международном отношении положение Швеции резко изменилось после того, как она вступила в Тридцатилетнюю войну во время правления короля Густава II Адольфа (1611—1632). В результате своих военных успехов Швеция стала великой державой и ведущим государством северной Европы. Хотя риксрод (государственный совет) в то время обладал большим влиянием — например, в царствование королевы Кристины и короля Карла XI — власть короля становилась всё более неограниченной, и с 1680 года король стал Божьей милостью всесильным правителем. Важной вехой этого периода была Конституция 1634 года, которую риксрод использовал для защиты остающихся у него полномочий. Однако ни один из последующих монархов, таких как королева Кристина (годы правления 1644—1654), Карл X Густав (годы правления 1654—1660) или Карл XI (годы правления 1672—1697) не считал себя связанным этой конституцией, и на сессии риксдага 1680 года эта конституция была формально аннулирована и провозглашена абсолютная власть короля. Государственный совет был заменён Королевским советом, всецело подчинённым королю.
«Эра свобод».
Неудачи и поражения в Северной войне (1700—1721) и смерть Карла XII в 1718 году привели к бурной реакции против королевского абсолютизма, который при Карле XI и Карле XII развился в настоящую диктатуру. Требования новой формы правления нашли своё выражение в конституции 1720 года. По этой конституции власть короля была сведена всего к двум голосам в риксроде, ведущий член которого, президент канцелярии, стал фактически главой правительства. Совет, в свою очередь, был ответственен перед риксдагом, и в течение так называемой «Эры свобод» (1720-1772) форма правления развивалась в парламентском направлении, т. е. риксрод представлял большинство в риксдаге и его состав изменялся в соответствии с составом этого большинства. В тоже время улучшалось положение недворянских сословий. Когда разногласия в риксдаге перешли в конфликт между дворянами и низшими сословиями, Густав III (годы правления 1771-1792) при поддержке большинства дворян, с помощью государственного переворота в 1772 году захватил власть.
Густавианское самодержавие.
В густавианский период (1772—1809) власть короля ещё более укрепилась. Полное неприятие Густавом III и Густавом IV Адольфом французской революции с её идеями разделения власти, конституционализма и демократии явилось причиной конфликта с большей частью как аристократии, так и разночинцев в Швеции. Это привело к убийству Густава III в 1792 году в результате заговора группы дворян, фанатически сопротивлявшихся самодержавному правлению короля. Поражение в войне против России (1808—1809), когда была потеряна Финляндия, привело к государственному перевороту, свержению Густава IV Адольфа и принятию новой конституции.
Монархия в Конституции 1809 года.
Конституция 1809 года действовала до 1975 года и была, таким образом, старейшей в мире после конституции США. Она была сформулирована в соответствии с теорией Монтескье о разделении власти, с учётом конституционного развития Швеции. Король был единственным правителем страны, но при нём был Совет министров, который должен был подписывать, т. е. утверждать все решения. Законодательная власть была поделена поровну между королём и риксдагом, в то время, как взимать налоги мог только риксдаг.
Избирательные системы
Неотъемлемой чертой современных демократий является всеобщее избирательное право, которое утвердилось в большинстве европейских государств только в XX столетии. Волеизъявление граждан данной страны осуществляется через избирательные системы. Избирательная система - совокупность правил и приемов, обеспечивающих участие общества в формиров ...
Полиархия
В наше время понятие "демократия" приобрело чрезвычайно широкий смысл. Оно включает не только характеристику формы политического правления, но также моральные и философские основы человеческого взаимоотношения, сотрудничества, принципы организации различных объединений, способ общения индивидов и т.д. Это побудило политическую ...
Власть как социальный феномен
По своей природе власть - явление социальное (общественное), поскольку возникает в обществе. Социальная власть (хотя и в скрытой форме) присутствует везде, где есть устоявшиеся объединения людей: в семье, производственных коллективах, государстве, то есть там, где реальны возможности влиять на поведение людей. Общество без власти - это х ...