Поиск новых ответов и идей происходил на фоне растущей нелиберальной критики со стороны консервативных партий, требовавших изменения социальной политики в духе “тетчеризма” и “рейганомики”. Противодействие правительству исходило также и со стороны шведского союза работодателей (SAF), и со стороны крупных фирм, грозивших перевести свои активы за границу. Для разрешения сложившейся ситуации правительство разработало так называемый “третий путь” финансовой политики, расположенный между нелиберальной, с одной стороны, и кейнсианской − с другой, экономической политикой. Он базировался на сдерживании зарплаты и на экономической политике, ориентированной на совокупное предложение. Экономическая политика “третьего пути” означала, что прежними позициями социал-демократы в социальной политике, ориентированной на всеобщее благосостояние, частично пожертвовали в целях контролируемого преобразования шведского общества, для того, что часто называли “новой экономикой”. Этот процесс трансформации может рассматриваться и как социал-демократический проект преобразований, необходимых для спасения социального государства. Это означало, что, во-первых, социал-демократическая партия пыталась искать компромиссы между разными социальными интересами, а во-вторых, социал-демократы вынуждены были перестраивать социальные учреждения в соответствии с нормами Евросоюза. Наконец, изменения в социальной политике теперь были уже связаны как с новыми процессами глобального экономического характера, так и с изменением ценностных ориентиров в самом шведском обществе.
Социал-демократы постарались придать традиционным левым ценностям (социальной справедливости и социальной защите) новое, соответствующее времени звучание. Эту перемену акцентов можно отчётливо проследить в тех политических решениях, которые были приняты внеочередным съездом шведской социал-демократической партии в марте 2000 года, на котором, в частности, отмечалось, что “каждая социальная реформа в Швеции была победой – не только для реализации социального обеспечения и справедливости, – но и победой для дальнейшего экономического развития в целом. История показала, что социальная справедливость способствовала тому, чтобы сделать Швецию технологически и экономически прогрессивной”[1]. Последствия проведения “новой политики” не стали для Швеции безусловным прорывом вперёд, они противоречивы, но свидетельствуют о положительных тенденциях в социально-экономической сфере.
Одной из определяющих черт шведской модели является высокий уровень национальной солидарности шведов. Сегодня это проявляется в сплочённости профсоюзов с наёмными работниками, консолидации основной массы населения в стремлении к достижению высокого уровня социальных гарантий и экономического благосостояния. Широко распространённая в других странах с рыночной экономикой практика активного противостояния профсоюзов и работодателей в Швеции практически отсутствует. Значительную роль в этом процессе сыграло подписанное в 1938 году соглашение между Центральным объединением профсоюзов Швеции и Шведским союзом работодателей, в котором были оформлены взаимоотношения между трудовыми коллективами и предпринимателями. Именно благодаря национальной солидарности стала возможна налоговая политика, которая в сочетании с социальной политикой образует механизм более равномерного распределения личных доходов граждан.
В наши дни социальное государство в Швеции уже не воспринимается как результат борьбы за власть между трудом и капиталом, политикой и рынком, а скорее существует как система общественного согласия, которая делает Швецию с её высокообразованной и конкурентоспособной рабочей силой привлекательным местом для международных инвестиций и финансового капитала, где социальное государство побуждает граждан участвовать в экономическом развитии общего для всех дела.
Политическое развитие в РФ в 90-х гг. ХХ в.. Становление
новой российской государственности
РСФСР являлась крупнейшей союзной республикой СССР и занимала свыше 3/4 территории страны, в ней проживало более половины её населения. Как и другие союзные республики, РСФСР имело свою Конституцию, свои органы государственной власти и управления – Верховный Совет РСФСР, Президиум Верховного Совета РСФСР, Совет Министров РСФСР, министерс ...
Право
I. С точки зрения личного блага, М. Штирнер отрицает право неограниченным образом независимо от времени и места. Право держится не тем, что человек считает его полезным для личного блага, но тем, что считает его священным. “Кто может сообразоваться с “правом”, если только оно не стоит на религиозной точке зрения? Разве “Право” не есть ре ...
Политическая мысль Средневековья и эпохи Возрождения
В средние века (5-15 вв.) господствовало религиозное мировоззрение, носителем которого являлась христианская церковь. Это мировоззрение исходит из того, что все сущее возникло по воле Бога и изменения в обществе вызываются Богом, чтобы покарать или вознаграждать людей.В работе “О граде Божьем” один из наиболее видных мыслителей средневек ...