РСФСР являлась крупнейшей союзной республикой СССР и занимала свыше 3/4 территории страны, в ней проживало более половины её населения. Как и другие союзные республики, РСФСР имело свою Конституцию, свои органы государственной власти и управления – Верховный Совет РСФСР, Президиум Верховного Совета РСФСР, Совет Министров РСФСР, министерства и ведомства. В то же время государственность РСФСР была в значительной степени номинальной. В отличие от других республик её государственные структуры не дополняли пирамиду власти и являлись часто лишним звеном, без которого легко можно было обойтись, поэтому в РСФСР не создавались многие органы, имевшееся в других союзных республиках.
Непосредственно затронули РСФСР политические процессы поздней перестройки и децентрализации государственного управления. Весной 1990г. в РСФСР были образованы новые органы государственной власти – Съезд народных депутатов РСФСР и постоянно действующий Верховный Совет РСФСР. 12 июня 1990г. на I Съезде народных депутатов РСФСР была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР.
17 марта 1991г. на республиканском референдуме большинство россиян высказались за введение в РСФСР поста президента. 12 июня 1991г. состоялись первые президентские выборы, которые принесли победу Б.Н. Ельцину. После провала попытки государственного переворота в августе 1991г. реальные рычаги государственной власти оказались в руках республик, в том числе и РСФСР. Учреждения, предприятия и организации переходили из общесоюзного в республиканское подчинение.
В декабре 1991г., после окончательного распада СССР, РСФСР стала независимым государством и была признана мировым сообществом в качестве правопреемника СССР. В апреле 1992г. было изменено официальное название республики. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика переименовалась в Российскую Федерацию – Россию. Наименования «Российская Федерация» (РФ) и «Россия» признавались равнозначными.
Новой России досталось тяжелое наследство в области территориального устройства. Управление страной было жёстко централизованно, каждую мелочь региона или города надо было решать в Москве. Интересы регионов были полностью подчинены общегосударственным целям, а если между ними возникали противоречия, то интересами регионов без колебания пренебрегали. Между тем страна по мере своего развития и роста становилась слишком сложной по своей территориальной структуре.
После падения тоталитарного государства центробежные силы вырвались наружу. Они привели к развалу СССР, а затем стали угрозой целостности России. Автономные республики и административно-национальные образования стала объявлять себя самостоятельными субъектами. Ослаблению влияния центра на регионы, потере управляемости экономики из единого центра, укреплению республиканско-региональных элит способствовали реализуемые в 1991-1992гг. принципы государственного управления, согласно которым федеральные органы власти и управления ответственны лишь за экономические проблемы, только координируют хозяйственную деятельность, не должны в условиях «саморегулирующегося рынка» заниматься государственным управлением экономикой, планированием. Поиск оптимальной модели национально-государственного устройства РФ был сложным. Он вёлся в острых дискуссиях и спорах с сепаратистски настроенными политическими элитами автономных образований. 31 марта 1992г. в Кремле большинством субъектов Российской Федерации был подписан Федеративный договор. Он состоял из трёх отдельных договоров:
Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти суверенных республик в составе РФ;
Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти краёв, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга РФ;
Договора о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами государственной власти автономной области, автономных округов в составе РФ. С заключением Федеративного договора удалось избежать распада России.
Таким образом, подписание Федеративного договора стало серьёзным шагом на пути сохранения единства Росси.
Программа "Занятость молодежи"
Ежегодно в Санкт-Петербурге реализуется "Программа содействия занятости молодежи". Основными ее задачами являются обеспечение временной занятости несовершеннолетних (в первую очередь социально-незащищенных), а также расширение возможностей трудоустройства студентов и молодых специалистов. Реализация программы ведется по направл ...
Теоретические и практические проблемы формирования активной личности
Проблема вхождения человека в политику в качестве ее субъекта стала активно разрабатываться политической наукой с конца 50-х годов нашего столетия. Необходимость разработки концепции политической социализации диктовалась кризисом традиционных институтов политической системы западного общества. Послевоенные западноевропейские и американск ...
Роль РПЦ в политической жизни современного российского общества
Особенности взаимодействия политики и религии в условиях российского общества обусловлены рядом исторических и национальных обстоятельств. На протяжении веков действовали факторы, направленные на усиление роли религии, религиозных организаций в общественно-политической жизни: переплетение, начиная с Крещения Руси, религиозных и государст ...