Выборы - политический процесс, занимающий одно из центральных мест в общественной жизни. Непременный атрибут любого политического процесса - это средства массовой информации. В ходе выборов они осуществляют функции информационного обеспечения и общественного контроля, неразрывно связанные между собой. Значимость изучения работы средств массовой информации в части информирования и предвыборной агитации граждан объясняются такими факторами, как наличие противоречий в законодательной и нормативной базе по изучаемому вопросу, а также недостаточная апробация теоретических положений на практике.
Национальная ассоциация телевещателей считает, что долг телевидения в период избирательной кампании - служить интересам не политиков и партий, а избирателей (думается, сказанное в полной мере относится и к иным видам средств массовой информации). Этой же позиции придерживаются и те, кто представляет органы власти. Однако из данной посылки следует два взаимоисключающих вывода. Первый из них наиболее ёмко выражен в интервью члена Центральной избирательной комиссии РФ С.В.Большакова «Независимой газете»: «Надо осознать, что есть деятельность средств массовой информации в обычном режиме, а есть выборы, где должно действовать особое правовое регулирование… Журналисты должны, наконец, понять, что предвыборная агитация - это одно, а свобода слова - другое». Иными словами, свобода массовой информации в избирательном процессе должна быть существенно ограничена в целях объективного информирования избирателей. Прямо противоположная позиция высказывается многими исследователями названной проблемы. Суть её состоит в том, что, выполняя, в результате соответствующих ограничений, лишь роль «подставки для микрофона», СМИ оставляют избирателя «один на один» с кандидатами, что предоставит последним благоприятную возможность представить себя в исключительно выгодном свете, и информация о кандидатах не будет настолько полной и объективной, насколько это необходимо для обеспечения результатов выборов, отражающих действительную волю граждан. То есть в целях объективного информирования избирателей и обеспечения действительно свободных выборов ограничения свободы массовой информации в избирательном процессе должны быть минимальными.
Видимо, истина лежит где-то посередине этих двух крайних точек зрения. Нельзя исходить из того, что выборы - это «чрезвычайная ситуация» в жизни общественного организма. Но нельзя согласиться и с тем, что в регулировании деятельности СМИ в избирательном процессе не должно быть никаких особенностей, никаких ограничений. Ограничения должны быть, но должны быть такими, чтобы ни одна из двух ценностей - свобода слова и свободные выборы - не ограничивалась более другой.
Главной целью данной работы является изучение дозволений и запретов, а также ответственности средств массовой информации в отношении предвыборного информирования и агитации граждан страны.
Для достижения поставленной цели в процессе изучения вопроса необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить нормативную базу и основные принципы информационного обеспечения выборов;
2. Проанализировать работу организаций СМИ как участников избирательного процесса и информирование ими избирателей;
3. Разобраться в чем различаются понятия информирование и агитация;
4. Освоить понятие предвыборной агитации и агитационного периода;
5. Изучить формы и порядок ведения предвыборной агитации в СМИ, а также порядок предоставления средств массовой информации для проведения предвыборной агитации;
6. Проанализировать ответственность организаций СМИ;
7. Изучить особенности участия организаций телерадиовещания, редакций периодических печатных изданий, Интернета в избирательных кампаниях.
Объектом исследования в данной работе является работа средств массовой информации в ходе предвыборного информирования и агитации. Предметом исследования – отношения, возникающие между отдельными организациями СМИ и кандидатами, политическими партиями, а также их нормативно-правовое обеспечение.
Методологической базой работы являются общие научные методы, среди которых можно выделить диалектический, индуктивный, дедуктивный методы, а также специфические – систематизация, детализация, выступающие в качестве инструментов познания и достижения цели проводимого исследования.
Политика, власть и ее носители. Сущность и содержание
политики.
Представления о политике очень разнообразны. Так Вебер писал: "Политика - это стремление к участию во власти или оказанию влияния на власть - будь то внутри государства, или между государствами". Ленин давал свое понимание политики, как "области отношений между классами общества, основанных на господстве одного класса над ...
Ислам и модернизация в Турции
Совсем недавно, в марте 1996 г. президент Турции С. Демирель, будучи в Вашингтоне с деловым визитом, с гордостью напомнил, что "Турция – единственная в своем регионе светская, демократическая страна". Если судить по меркам региона, в основном мусульманского, а не по классическим европейским меркам, Демирель прав, особенно, когд ...
Угрозы исламского радикализма
Говоря о современном "исламском" терроризме и его угрозе, необходимо подчеркнуть, что основной и непосредственной причиной развития терроризма в регионе следует считать распад социалистической системы и развал Советского Союза. В результате распада СССР с предшествовавшим ему банкротством идей социализма во многих государствах ...