системы образования, армии, государственной службы [17].
То наследство, которое мы получили в этих сферах, было, в целом, весьма добротным - особенно если учесть, что российская армия, школа, бюрократия пережили за один век два революционных обрушения, сохранив при этом относительную дееспособность и ядро традиций.
Однако эти системы не могут не нуждаться в качественном обновлении хотя бы потому, что те модернизации, в ходе которых они были созданы,
во-первых, отстоят от нас весьма далеко во времени, т.е. отвечали во многом иным вызовам и условиям;
во-вторых, во многом были обнулены при двойном разрыве исторической преемственности (1917 г., 1991 г);
в-третьих, не всегда и не во всем были удачными.
Поэтому сегодня нам приходится констатировать, что:
средняя школа не справляется с качественным массовым образованием и воспитанием,
высшая школа - с производством востребованных обществом категорий профессионалов и, особенно, с производством элиты,
армия в социальном отношении превратилась в аналог тюрьмы, "отстойник" для низших и маргинальных слоев населения, они производит массированную десоциализацию призывного контингента и не справляется с воспроизводством офицерского корпуса должного профессионального и этического уровня,
в системе государственной службы коррупция стала не отклонением, а нормой (системообразующим признаком).
Модернизационный подход к названным проблемам означает проектирование новых систем в данной сфере (по петровскому примеру), с учетом аналогичного отечественного и зарубежного опыта. Для того чтобы модернизация не превратилась в "коренную ломку", это проектирование должно происходить в три этапа:
1) Разработка детализированной концепции преобразований в соответствующей сфере;
2) Реализация концепции преобразований на социальных моделях (на локальных примерах);
3) Массированное внедрение - тиражирование успешных моделей с постепенной заменой прежних систем.
Содержательное рассмотрение возможных преобразований применительно к каждой конкретной сфере должно производиться отдельно. Здесь же лишь отметим, что модернизация предполагает решимость создавать новое общество (в виде очагов, эпицентров "новой жизни") без превентивно-революционного разрушения старого.
Одним из проявлений стратегии, которую мы обозначили в одном из предыдущих разделов как "инноватизация без модернизации", является попытка формирования постиндустриальных секторов экономики без реконструкции ее индустриального каркаса. "Постиндустриализм" без "индустриализма" будет, в самом лучшем случае, крайне узким, анклавным (страна не может сформировать полноценную экономику знаний, если не использует эти знания в собственном производственно-практическом опыте) и не сможет обеспечить поступательное и связное развитие всего общества.
Последнее немыслимо вне развитой индустриальной системы (разумеется, на современном технологическом уровне, а не на уровне середины прошлого века), поэтому неоиндустриализация - один из важнейших аспектов модернизации.
Такая постановка цели ставит целый ряд сложных вопросов. В частности - о технологическом потенциале (доступе к технологиям) и о рыночных нишах для новой индустриализации в мировом хозяйстве. Речь идет о двух парах альтернатив. О выборе ориентации
А) на внешние рынки сбыта или на внутренний рынок,
Б) на импорт технологий или на собственный научно-технологический потенциал.
Категорический выбор в каждой из этих пар не вполне уместен, но определенные акценты расставить необходимо. Рассмотрим их поочередно.
А) Выбор приоритета: экспорт или импортозамещение?
Некоторые эксперты справедливо отмечают, что внутренний российский рынок недостаточен для того, чтобы обеспечить количественные и качественные параметры промышленного роста, аналогичные корейскому, японскому и, тем более, китайскому экономическому чуду; а также, что импортозамещение не будет долгосрочно успешным без ориентации на внешние рынки.
Эта перспектива выглядит вроде бы привлекательно. Однако внешние рынки промышленной продукции заняты, "затоварены", и одним из главных факторов конкурентоспособности на них является дешевая рабочая сила.Т. е. выбор в пользу экспортно ориентированной индустриализации будет означать поддержание (а то и организацию) режима искусственной бедности населения.
Что проблематично не только с политической и этической точки зрения, но и с точки зрения эффективности. Дело в том, что бедное население может быть производительным, дисциплинированным, трудоспособным только на выходе из традиционного общества - таковым оно и было, например, в Южной Корее и ряде других стран Восточной Азии на этапе индустриализации. Но в России традиционное общество и все связанные с ним конкурентные преимущества давно и необратимо утрачены. В наших условиях высокую производительность труда может дать только "европейский", а не "азиатский" подход к рабочей силе, т.е. ставка не на дешевизну рабочей силы, а на ее квалификацию, инновационность, производительность [11].
Проблемы веротерпимости в российской империи
В Российской империи, как и в других многонациональных государствах, до новейшей эпохи такие этнические факторы как язык, культура и, как правило, даже религия играли подчиненную роль. Важнейшими элементами легитимации и организации являлись государь и династии, сословный порядок общества и имперская идея. Лояльность по отношению к госуд ...
Уния
Уния (от лат. "unio" - единство) - это династическое объединение двух или нескольких монархических государств, образующееся при воцарении в них одного монарха. От унии следует отличать сложные по внутреннему устройству межгосударственные монархические объединения, где глава государства делегирует свои полномочия главе исполните ...
Ортодоксальная и ревизионистская школы
Историография холодной войны развивалась под заметным влиянием политических и экономических интересов элит обеих супердержав, которые были исключительно заинтересованы в оправдании своих действий и обвинении противника во всех негативных для своих народов и всего человечества последствиях конфронтации. Особенно отчетливо это стремление п ...