В процессе исторического развития демократических режимов вырабатывался и шлифовался механизм их функционирования. Первой их формой была прямая демократия, наиболее полно воплотившаяся в античной Греции.
Высшим органом власти в Афинском государстве с начала VI столетия до н.э. стали народные собрания, на которых могли присутствовать и выступать все афинские граждане. Большинство государственных должностей в Афинах замещалось по жребию. Только стратеги, командовавшие войском и занимавшие важнейшие государственные посты, и некоторые другие ответственные лица избирались на народном собрании открытым голосованием. На собраниях проверялась работа должностных лиц, принимались решения по вопросам обороны страны и другим важным государственным делам. Политическими правами пользовались только мужчины, достигшие 20 лет и официально включенные в гражданские списки. Во времена расцвета афинской демократии (середина V в. до н. э) их было 30-35 тыс., в остальное время - не более 20 тыс. Но и тогда в силу обстоятельств правом участвовать в работе пользовались далеко не все. На собраниях собирались, главным образом, жители Афин, Пирея и их окрестностей. Крестьянам, особенно из отдаленных частей Аттики, часто (собрания созывались сначала один раз в год, а с V столетия до н.э. - приблизительно три раза в месяц) приходить в Афины было неудобно, а во время сельскохозяйственных работ просто невозможно. Поэтому обычно на собраниях афинского народа присутствовало 2-3 тысячи человек.
Итак, уже в обществе, которое наиболее полно реализовало в истории человечества идею народовластия, реального участия всего народа в решении гражданских вопросов не существовало. В ходе дальнейшего развития общественных структур воля народа стала реализоваться через институт посредников - парламент.
Политические установки как основа формирования политического
стереотипа
Поскольку функциональное поле стереотипов – граница сознательного и бессознательного в поведении человека, вопрос о соотношении стереотипа и установки является дискуссионным. Некоторые исследователи (особенно американские – С. Аш, Ф. Хайдер, Л. Фестингер) рассматривают стереотип в качестве когнитивного элемента установки. Другие (наприме ...
Казахстанский патриотизм: цели и задачи
Казахстанский патриотизм — это осознание государственного, казахстанского. Он включает в себя: чувство привязанности к тем местам, где человек родился и вырос; уважительное отношение к родному языку; заботу об интересах родины; проявление гражданских чувств и сохранение верности родине; гордость за ее социальные и культурные достижения; ...
Тип связей между руководящими органами и рядовыми членами
Тип связей между руководящими органами и рядовыми членами определяет характер деятельности партии, преобладание тех или иных методов работы, тех или иных звеньев партийного механизма. В кадровых партиях единственным показателем силы или слабости является число избирателей, поддерживающих их на выборах, поэтому кадровые партии приспосабли ...