Развитие мирового сообщества в первые годы XXI века проходит под знаком нарастающего противоречия между объективными тенденциями нового глобального мира и их политической интерпретации в пользу права сильнейших держав переустраивать мир в соответствии со своими интересами, представлениями и ценностями.
Современная Россия ищет свое место именно в этом противоречивом мире. Это требует адекватной внешней политики, которая, с одной стороны, оценивала бы реальные возможности страны, а с другой – стремилась бы сохранить исторически отведенное ей место.
Характер современного мирового развития ставит перед Россией ряд вопросов, от ответа на которые, собственно, и зависит ее историческая судьба в современном мире. Это даже не вопросы, а политические решения об альтернативной или вариантной позиции страны и ее поведении в мире. Что есть современная Россия – культурно-цивилизационный центр с возможностями самостоятельного развития или государственное образование, не способное развиваться без посторонней помощи, то есть – субъект или объект мирового развития? Ответ на этот вопрос порождает политические решения широкого спектра: от полного изоляционизма до ускоренной интеграции в мировое развитие, хотя и в определенных рамках, позволяющих сохранить лицо страны. Особым аспектом этого ответа являются объективные и субъективные пределы интеграции: от безусловного принятия предлагаемых правил до попыток противодействовать тем нормам, которые не соответствуют национальным интересам России.
Россия, как и другие субъекты современной мировой политики, испытывает на себе противоречия общественного развития. Вероятно, она ощущает их даже в большей степени в силу незавершенности процессов государственного строительства, непреодоленных последствий системного кризиса, неопределенности национально-государственных интересов, противоречия между стремлением быстрее интегрироваться в мировое сообщество и живучими мифами о том, что она является мировой державой, естественной наследницей Российской империи и СССР.
Подводя определенные итоги вышесказанному, можно отметить, что российской внешней политике предстоит выводить страну из состояния объекта воздействия противоречивых тенденций современного мирового развития. Эта задача предельно сложна, поскольку эффективность внешнеполитических акций напрямую связана не только с геополитикой, но прежде всего с реальными возможностями страны и умелым использованием ее экономического, военного, культурного потенциалов.
Важнейшим направлением внешнеполитической деятельности является использование потенциала Трансграничное сотрудничество (ТГС). В создании условий для него легче преодолеть ограниченность национальных возможностей, обойти политическую конъюнктуру и межгосударственные противоречия. Дополнительные возможности дает, например, возникающая общая граница с Евросоюзом. Кроме того, развитие ТГС создает и прямой канал участия субъектов Федерации в формировании внешней политики России. Пока же подобная роль субъектов сводится фактически к выбиванию из центра индивидуальных льгот во внешнеэкономической деятельности, а международные связи субъектов идут в ущерб интересам государства и общества, а также и самого субъекта.
И дело, конечно, не только и не столько в ограниченных возможностях самих субъектов. Скорее, проблема заключается в неумении распорядиться имеющимися возможностями и ресурсами, в сепаратных действиях, в игнорировании интересов соседей, в несогласованности с федеральным центром. В конечном счете, проблема заключается в отсутствии подготовленных кадров – специалистов, способных совместить интересы, вписать региональное сотрудничество в канву международной деятельности России.
В целом события последнего десятилетия наглядно доказывали, что активная, самостоятельная роль России в мире, упрочнение ее международных позиций объективно выступают факторы стабильности мирового порядка и успешного решения тех проблем, которые являются общими для всех народов и государств.
Гарантии деятельности депутатов Государственной Думы, членов Совета
Федерации, ответственность за нарушение статуса парламентария.
Для наиболее эффективного осуществления парламентариями своих полномочий ФЗ «О статусе члена Совета Федерации и статусе Члена Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» определяет гарантии их деятельности. По способу выражения их можно разделить на две группы: правовые и социальные или экономические. Важнейшей право ...
Социально-политические аспекты
глобальных проблем современности
Как уже отмечалось, человечество во второй половине XX века столкнулось с проблемами, которые затрагивают самые глубинные основы существования цивилизации, интересы всех народов. Их обострение явилось результатом деятельности человека. Но и их разрешение невозможно без его осознанной и целенаправленной деятельности. Глобальный характер э ...
Особенности информационной войны во время агрессии НАТО
против Югославии
При подготовке агрессии против Союзной Республики Югославии (СРЮ) НАТО придавало большое значение организации и ведению информационной войны. Военно-политическое руководство блока исходило из того, что умелое и эффективное осуществление информационно-психологического воздействия в значительной степени определит уровень международной подд ...