К данному определению примыкает также довольно распространенное и понятное определение (понимание) политики как особого умения править, управлять государством, принимать удачные решения, снимающие остроту проблем и пр. Это определение заведомо более узкое, чем большинство других, которые нами рассмотрены выше или будут рассмотрены далее – оно касается только узкого круга лиц, обладающих верховной властью. Хотя крупные политики могут возомнить себя чуть ли не монархами (даже в демократическом государстве, например, в России, чиновник, желая польстить начальнику, говорит иногда, что находится "на службе государевой", "получает государево жалованье" – тем самым "нечаянно" величая своего патрона государем, монархом, – с чем, конечно, никак нельзя согласиться).
Для оценки политической деятельности крайне важно понимание того, какую направленность имеет деятельность, каким знаком ("плюс" или "минус") следует эту деятельность оценить.
Аксиологическое (ценностное) определение. Политика – идеальная (идеологическая, эмоционально-психологическая, ценностная) сфера, в которой идеи и идеалы проверяются на стойкость и жизнеспособность, в которой если не формируются (хотя и формируются в определенной степени тоже) общественные ценности и идеалы, то уж точно – утверждаются, противоборствуют, сменяют (вытесняют) друг друга. Понимание (определение) политики как идеального, ценностного позволяет понять, почему политика обладает такой притягательностью и очаровывающей силой – она позволяет ставить высокие и, на первый взгляд, совершенно "нереальные" цели – и достигать их наперекор всему. Политика позволяет формулировать направление развития, обосновывает повороты общественной стратегии, так или иначе замедляет или ускоряет темп развития, поступь истории. Означает ли это, что политика – дело весьма субъективное (ведь идеалы у людей разные, как и представления о том, что обществу полезно и необходимо именно в данный момент)? Есть ли у политики какая-то основа, которую можно было бы анализировать, не обращая внимания на "привходящие обстоятельства" типа мотивов, самооценки тех или иных деятелей, идеальных устремлений и заблуждений и т.п.?
Теоретическое определение. Политика представляет собой, в том числе (хотя и не в первую очередь), науку – область знания и человеческой деятельности, имеющей целью изучение определенных объектов (феноменов, явлений) реальности (а политика, как мы уже установили - определенная многомерная и многоуровневая реальность, институт, деятельность, и т.д.), выявление закономерностей, присущих этим объектам, позволяющих выявить и объяснить структуру этих объектов, их функционирование и развитие. Политика (политология, politics, политические науки и т.п.) – наука о закономерностях структуры, функционирования и развития политической сферы жизни общества, о политической деятельности, власти и пр. (об определении политики как науки пойдет речь в других главах пособия).
Это теоретическое измерение политики показывает потенциал политики как средства познания общества, как сферы, которая предполагает возможность научного, объективного подхода, построенного на применении научных методов, дающих возможность получать сравнимые, подвергаемые проверке и относительно достоверные результаты. Научность политики не носит абсолютного характера – политика (политические науки) не принадлежит к т.н. "точным наукам", где достоверно точно можно просчитать значение каких-то уравнений, предсказать поведение какого-то объекта, зная траекторию его движения, величины действующих на него сил и пр. В политике действуют люди, с трудом предсказывающие точное направление своих действий – и чем с меньшим масштабом охвата (небольшая группа лиц, отдельный политик) мы имеем дело, тем труднее строить прогноз. Об особенностях науки политики, о специфике ее подходов – следующая глава.
Позитивистское политико-правовые
теории Р.Иеринга
Одной из самых заметных фигур европейской юриспруденции второй половины XIX столетия был германский правовед Рудольф фон Иеринг (1818-1892). Широкую известность принесли ему такие труды, как «Дух римского права на различных ступенях его развития» (1852-1865), «Цель в праве» (1877-1883) и «Борьба за право» (1872).[6] Однозначную характе ...
Особенности прогрессивных общественно-политических движений
В течение многих лет молодежь считалась и являлась наименее политически активной частью населения. Это касалось как собственного участия в политической жизни (членства в партиях, электоральной активности, которая возрастает от более молодых групп к более старшим, достигая максимума среди пенсионеров), так и просто интереса к политике: ср ...
Нововведения и реформирования государственной
деятельности Российской Федерации
Российские проблемы реформирования государственного аппарата имеют двойственную природу: с одной стороны, это - ответ на вызовы наступившего XXI века; с другой - насущная необходимость решения вопросов, связанных с приведением в соответствие новых реалий в сфере рыночной экономики и принципов демократизации общественной жизни в России с ...