По-мнению Ю.А. Юдина, партия характеризуется тремя основными квалифицирующими признаками: «завоевание политической власти, как главная цель участия в избирательном процессе, объединение на основе общности политических взглядов, наличие формализованной постоянной партийной структуры». Он сформулировал следующее определение: «Политическая партия – общественное объединение, которое создано для участия в политическом процессе с целью завоевания и осуществления государственной власти конституционными средствами, действует на постоянной основе и имеет политическую программу».[2]
Т.К. Байкова рассматривает партию, как «добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан и объединившееся на основе общих политических интересов и для реализации таких политических целей, закреплённых в уставе, как участие в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, представление интересов граждан в органах власти, и отвечающее признакам наличия региональной структуры, определённой численности членов и внутригосударственного расположения органов и подразделений данного формирования».[3]
С. Е. Заславский дает следующее определение политической партии – это «устойчивая во временном отношении организация, выражающая интересы части общества и ставящая целью борьбу за обладание властью и характеризуемая уставной дисциплиной, фиксированным членством, общностью ценностных и корпоративных интересов».[4]
Наиболее точным с юридической точки зрения является понятие политической партии, содержащееся в Федеральном законе от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях».
Важное обстоятельство, на которое следует обратить внимание - это то, что политические партии определяются в Законе как особый вид общественных объединений.[5] Такой подход является общепризнанным как в зарубежной, так и в отечественной юридической литературе и правовой практике.
Показательно, что такой авторитетный специалист в области партийного права, как Ю.А. Юдин, анализируя понятие политической партии, не останавливается на характеристике партии как общественного объединения, считая это обстоятельство само собой разумеющимся. [6]
Политическая партия как один из видов общественного объединения должна обладать следующими признаками:
- это добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование;
- создается по инициативе граждан;
- граждане объединяются на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
От других видов общественных объединений политическую партию отличают цели ее создания:
- участие граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли;
- участие в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах;
- представление интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. [7]
Подводя итог, можно сказать, что если обобщить эти признаки, то можно сказать, что политическая партия — это добровольная, устойчивая, самоуправляющаяся организация граждан, принадлежащих к определенной группировке общества, созданная на основе общности политических убеждений и целей ее членов, действующая на основе принципов демократии и гласности, имеющая своей главной задачей не извлечение прибыли или удовлетворение профессиональных, мировоззренческих, культурных и иных запросов своих членов, а участие в формировании и выражении политической воли народа и в борьбе за государственную власть, давлении на нее мирными, конституционными средствами.
Существует множество критериев классификации политических партий, что придает определенную значимость тем или иным элементам правового статуса политической партии. Значение классификации заключается в том, что она помогает законодателю более точно сформулировать требования, предъявляемые к условиям и порядку создания и прекращения политической партии, к их организационной структуре и деятельности в различных условиях.
В основе определения политической партии лежат следующие четыре критерия:
1.Долговременность организации, т.е. партия рассчитывает на длительный срок политической жизни;
Теории
среды
Основное положение группы теорий, объединяемых под этим названием, гласит: лидерство является функцией окружения, т.е. определенных времени, места и обстоятельств, в том числе культурных. Этот подход игнорировал индивидуальные различия людей, объясняя их поведение исключительно требованиями среды. Так, согласно Е.Богардусу
, тип лидерств ...
Правовое
государство
Термин "правовое государство" (Rechtsstaat) твердо установился в немецкой юридической литературе в первой трети XIX столетия (в работах К.Т. Велькера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем получил широкое распространение. Сторонником идеи правового государства был украинский ученый Б.Я. Кистяковский. Разные теоретические концепции ...
Политические учения в эпоху Средневековья и Возрождения
В средние века (
V – XV века н.э.) политическое знание принимает ярко выраженную религиозно-этическую форму. В средневековом мировоззрении господствует представление об определяющей роли Бога в природе, общественной и личной жизни. Власть осмысливается как осуществление божьего промысла. Повиновение государственной власти – одно из требо ...