Еще во времена тех режимов, когда общество управлялось одним человеком или группой лиц, политологи говорили о том, что рано или поздно развитие государства привет общество к демократии. И то, что считалось неизбежным случилось, и в 20 веке демократия стала тем режимом, которому отдали предпочтение практически все. Но оправдал ли он наши ожидания, стал ли он тем режимом, который всех объединил и устроил?
Само понятие демократия появился еще при Платоне, и уже он начал ее критиковать. Термин демократия произошло от греческого слова « demos», которое означает «народ». В основном высказывание Платона касаются современных форм демократии. В дальнейшем от демократии отказались в пользу монархических форм правления. Сейчас этот режим носит западный характер, а теоретическими родоначальниками считаются Монтескье и Жан Жак Руссо. В наши дни много говорится о неясном будущем демократии, о ее дальнейшем развитии, и то что раньше с уверенностью утверждалось что демократия настанет, то в данный момент возникает вопрос а может ли она исчезнуть. Ее считали формой, которая обеспечит уверенное и спокойное существование. Но теперь с опытом можно сказать, что данный режим только больше побуждает нас к новым исканиям, поэтому можно сказать, что стабильности этот режим не принесет. При монархических режимах всегда существовала определенная концепция и некий запланированный план жизни для всех, каждый знал свое место. Демократия дает нам шанс найти это место самим, решить чем, как, где, и когда мы будем заниматься. И именно это свобода породила множество спорных моментов. Мы получили индивидуумов, которые сами принимают решения, но не всегда могут за них ответить.
Сам термин «демократия» античные мыслители Платон и Аристотель понимали как форму правления. В то время формы правления различались по признаку: находится у власти один человек, группа людей или весь народ, было выдвинуто 3 доминирующих состояния: монархия, аристократия и демократия. Они уточнили, что эти формы не являются конечными, они изменчивы и трансформируемы. Это же относится и к демократии. Несмотря на то, что Платон выделял эту форму правления, потому как в данном случае каждый человек волен сам распоряжаться своей судьбой по собственному желанию, он говорил о том, что этот режим в большинстве своем приводит к путанице, от отсутствия плана и порядка в голове. Аристотель считает, что наиболее успешна демократия у народов, живущих наиболее простой жизнью, близкой к природе. Потому как в более сложных сообществах под видом демократии некое сообщество людей идет к своим целям.
Европа внесла свои изменения в понимание этого определения. В древнем мире этот термин понимали как правление народом государством, через народные собрания. Но Руссо внес свои правки это определение. Он объяснил что параллельно тому как народ сам будет принимать решения, в верховьях могут находиться различные формы государственной власти: демократическая, аристократическая, монархическая, то есть, по сути, власть принадлежит народу, а формы правления присутствуют разные. Понятие демократия распространилось на все конфигурации государства, где власть принадлежит народу, либо группе лиц, которая представляет их интересы. То есть форма государства, где происходит самоуправление народа, без какого либо деления на то, что хорошо и плохо. Следовательно, под видом демократии может присутствовать любой режим. Например, современная Великобритания, Швеция, Норвегия, Дания, Нидерланды, несмотря на правящего монарха, считается демократией, так же как и такие общепризнанные демократически страны как Франция или Германия. А многие демократические государства Латинской Америки или Африки скрывают под этим термином абсолютно монархические режимы, что и подтверждает Греческое определение демократии. Античное определение демократии говорит о том, что каждый человек имеет возможность жить, основываясь лишь на своих желаниях, потребностях и возможностях, и данное определение лучше всего подходить к современному пониманию демократического режима. В наши дни люди нуждаются в проявлении своей сущности, поэтому ключевым словом для понимания демократической формы государства, является свобода.
Бюрократизм: сущность и формы проявления
Традиционно при анализе и оценке государственного управления в нем обнаруживается и отмечается наличие бюрократизма. Проявления последнего стали чуть ли не национальной чертой российского государственного аппарата. О бюрократизме николаевской России резко писал А. де Кюстин (1839 г.). Позднее, в послереформенный период (1882 г.) Р.А. Фад ...
Предпосылки становления гражданского общества
В России так и не были созданы основы гражданского общества. Его становление означало формирование такой общности людей, в которой достигается оптимальное соотношение политического и неполитического начал, обеспечивается взаимное равенство прав, свобод и обязанностей гражданина, общества и государства. В этом смысле Россия демонстрировал ...
Политические отношения как процесс согласования общественных интересов
Политическая сфера общества функционирует как целостное образование благодаря политическим отношениям, соединяющим вертикальными и горизонтальными связями политические структуры общества. Политические отношения реализуются через политическую деятельность и проявляются непосредственно как практическое взаимодействие субъектов политики. По ...