охватывают период с 1990-х гг. до сегодняшнего дня, хотя, учитывая исторический экскурс, рамки простираются несколько шире: от средневековых расколов в исламе, складывания в нем различных течений, в том числе экстремистских, которые проявляют себя, в основном, в XVIII-XIX веках. Территориальные рамки
работы охватывают страны исламского Востока, где распространяются различные течения ислама, а также современную Россию и постсоветское пространство.
Цель и задачи данного исследования основаны на принципах историзма и системного подхода. Принцип историзма был использован для выявления хронологической последовательности событий, рассмотрения исторических явлений во взаимосвязи и развитии, а также с учетом изменений конкретной обстановки в регионе и мире на изучаемом отрезке истории. Применение системного анализа позволило оценить исследуемые факты и события в их общеисторическом значении с учетом страноведческой конкретики. Кроме того, системный подход позволил определить общие тенденции и закономерности межгосударственных отношений и влияния на них религиозного фактора во второй половине XX - начале XXI вв.
Обращение автора к методологии марксизма вполне закономерно вследствие наличия связи между экономическими и внешнеполитическими интересами России. Моделирование истории, как совокупности цивилизаций, с присущим ей интересом к конфессиональному и ментальному факторам позволило расширить теоретическое и информационное пространство исследования.
Применение сравнительно-исторического метода помогло выявить степень влияния тех или иных международных событий и факторов ислама на политику России как внутри страны, так и с сопредельными территориями, особенно со странами СНГ, а также с теми странами-соседями, которые относятся к поясу ислама.
В данном исследовании использовались также классификационный и проблемно-хронологический методы. Практическое использование в работе научных возможностей различных методологий помогло решению поставленных задач и способствовало разностороннему анализу политики России в современном мире, а также оказало огромную помощь в работе с источниками и при разработке концепции данной работы.
В интересах всестороннего освещения избранной темы настоящее исследование опирается на широкий круг источников и литературы, главным образом на опубликованные документы, на прессу и публицистику, а также на данные, полученные из информационно-поисковых систем, размещенных в глобальной сети Интернет. В современной западной литературе существует более 100 определений терроризма и экстремизма. По мнению многих специалистов, терроризм представляет собой специфическую форму вооруженного насилия. "Угроза применения насилия,- утверждает Б.Дженкинс,- индивидуальные акты насилия или кампания насилия, возбуждающие чувство страха, могут быть определены как терроризм". "Терроризм, - утверждает Б.Крозье, директор лондонского института по изучению конфликтов,- есть мотивированное насилие с политическими целями". В книге "Терроризм: теория и практика", изданной в США в 1979 г., терроризм определяется как "угроза использования насилия для достижения политической цели посредством страха, принуждения или запугивания".Традиционалисты выступают за сохранение ислама таким, каким он сложился в период добуржуазных социально-экономических, политических и культурных институтов и представлений. Они противодействуют каким-либо переменам - как в религиозной сфере, так и в общественной жизни. Носителями традиционного сознания являются представители официального духовенства, поддерживающие правящие режимы.Модернисты стремятся реформировать, приспособить мусульманскую догматику к нуждам современного развития, отбрасывая или замалчивая одни положения и развивая другие. Носителями этого типа религиозного сознания являются, в частности, сторонники "исламского социализма".Наибольшую угрозу представляют радикализм и экстремизм фундаментализма, вследствие чего его часто называют "воинствующим исламом". Фундаменталисты считают вполне допустимым использование террора и насилия для достижения поставленных ими целей, как правило, политического характера.Таким образом, исламский фундаментализм - это религиозно-политическое течение в исламе, который связан с деятельностью общественно-политических, экономико-социальных, культурно-просветительских и элитных группировок, использующих в своей практике лозунги, призывающие к построению государства на основе принципов раннего, времен пророка Мухаммеда и первых четырех "праведных" халифов, ислама. Радикализм определим как решительное, бескомпромиссное осуществление намерений внедрить «истинный ислам» в политику и повседневную жизнь общества. Исламский радикализм – это совокупность социально-политических идей и действий, направленных на коренное изменение основных общественных институтов или политической системы общества в целом.Что касается "экстремизма", то в отечественной литературе он определяется как приверженность к крайним взглядам и действиям в идеологии и политике. Для современного экстремизма характерны выбор, отстаивание и применение в решении теоретических и практических социальных проблем крайних насильственных методов и средств.Определение понятия "исламский экстремизм" содержится в научном отчете Российского института стратегических исследований "Исламский экстремизм и фундаментализм как угроза национальной безопасности России", где под данным феноменом понимается использование различными исламистскими группировками, ставящими своей целью захват политической власти, таких методов ведения борьбы, которые выходят за рамки законных с точки зрения международного права.Терроризм – это применение устрашающего насилия как средства воздействия на государство, общество, личность в политических или криминальных целях. Его признаками являются: - применения в качестве основных методов насилия и устрашения; - стремления оправдать свои действия высокими нравственными мотивами, необходимостью достижения политических или идеологических целей; - нанесения ущерба третьим лицам, то есть людям, непосредственно не участвующим в конфликте; - публичность и гласность, в той или иной мере пропагандистский характер террористических акций;- терроризм оправдывается его идеологами как последнее средство борьбы с более сильным противником.Современный терроризм - явление неоднородное как в идеологическом плане, так и в том, что касается мотивации действий, масштабов осуществления акций, средств и целей. Например, в "Белой книге российских спецслужб" выделяются следующие направления в современном терроризме: социальный терроризм, преследующий цель коренного или частичного изменения экономического или политического строя собственной страны; националистический терроризм, включающий в себя организации этносепаратистского толка и организации, поставившие своей целью борьбу против экономического или политического диктата инонациональных государств и монополий; терроризм религиозный, связанный либо с борьбой приверженцев одной религии (или секты) в рамках общего государства с приверженцами другой, либо с попыткой подорвать и низвергнуть светскую власть и утвердить власть религиозную, либо с тем и другим одновременно[1].Составной, но достаточно автономной частью религиозного терроризма является терроризм исламский. Он многообразен, в нем представлены борющиеся между собой группировки различных исламских направлений, течений, сект, учений (суннизм, шиизм, суфизм, ваххабизм и др.).По данным западных спецслужб, число исламских террористических организаций выросло с 13 в 1968 г. до 100 в 1999 г., а общее число активных членов организации, способных совершать террористические акты, составляет около 50 тыс. человек. К числу исламских террористических организаций можно отнести следующие фундаменталистские движения и группировки: в Египте - "Братья-мусульмане" и их зарубежные филиалы, "Гамаа исламия", "Джихад ислами"; в Иордании - "Воины Аллаха"; в Ливане - "Хезболлах", "Джамаа исламия"; в Йемене "Аль-ислах"; в Саудовской Аравии - "Аль-Фад-жар"; в Пакистане - " Танзим даават уль-Иршад", "Харакят-уль-Ансар"; в Афганистане - "Гамаа аль-афган аль-моджахедин" и "Талибан"; в Турции - "Боз курт" и т.д. На Северном Кавказе к таким организациям можно причислить многочисленные группировки ваххабитского толка - "Исламские джамааты", "Армия имама" и др. В самое последнее время после дагестанской войны появились новые работы по данной проблеме. Среди них следует отметить дагестанских ученых З.С. Арухова, Э.Кисриева, рассмотревших проблему экстремизма в современном исламе.
Личности как субъекты и объекты политики
Социальное неравенство общества оказывает существенное влияние на возможности представительства интересов различных слоев и классов во власти, в политике. Одни социальные группы, слои оказываются пассивным объектом политики, другие являются не только объектом, но и субъектом ее. Это относится в полной мере и к отдельной личности как объе ...
Внешнеполитическая пропаганда
После начала грузинской агрессии 8 августа 2008 года президент России Д.А. Медведев, прервав отпуск, принимает решение: военной силой прекратить геноцид осетинского народа и принудить грузинское руководство к миру. Для Саакашвили и его заокеанских покровителей действия России стали полной неожиданностью. Ожидали дипломатических заявлений ...
Общие условия информирования избирателей. Нормативная
база и основные принципы информационного обеспечения выборов
При освещении подготовки и проведения выборов, взаимодействии с кандидатами и политическими партиями организациям телерадиовещания и редакциям периодических печатных изданий необходимо руководствоваться: · Конституцией Российской Федерации; · законодательством о выборах, основу которого составляет Федеральный закон от 12 июня 2002 года № ...