Проблема влияния политического режима на политическую культуру и, напротив, - политической культуры на характер политического режима - очень сложная проблема, которую изучают политологи всего мира. Эта проблема представляет большой интерес для стран, которые сравнительно недавно стали на путь демократии и парламентаризма. Исследования, которые проводятся в разных странах (анкетные опросы, демоскопические анализы), позволяют определить степень политической зрелости населения, его восприимчивость (или невосприимчивость) к ценностям парламентской демократии, степень распространения в массах идей экстремизма, шовинизма, авторитаризма, ксенофобии и расизма. Такие исследования дают возможность ответить на вопрос: "Куда мы идем?". Исследования, которые проводились по единой методике одновременно в разных странах, давали в руки политологов ценный материал, который позволял прогнозировать процессы политической и экономической интеграции в странах Западной Европы.
В качестве инструмента научного анализа проблемы американские политологи Г. Альмонд и С. Верба в 1963 году предложили три идеальных типа политической культуры, которые входят, по их мнению, в состав единого обобщенного понятия "civic culture". Этот сложно переводимый термин, который применяется для определения "смешанной" политической культуры, можно перевести как "гражданская культура государства".
Идеальные типы политической культуры даны Г. Альмондом и С. Вербою в порядке их эволюционного развития в такой последовательности:
Традиционная патриархальная культура. Ее политическая ориентация очень слаба, потому что сама система отличается простотой и низкой политической дифференциацией. Родина, село, родовая, территориальная или религиозная группа значительно ближе рядовому обывателю, чем государство. Он сталкивается с ним только тогда, когда приходит сборщик налогов или когда набирают рекрутов в войско.
"Верноподданническая" культура. Политическая ориентация этой культуры направлена на сохранение политико-административной системы, которая отделена от общества, имеет строго очерченные функции и воспринимается населением в зависимости от характера ее посягательств и политических достижений. Гражданин смотрит на себя как на объект государственного управления.
Культура политического участия. Это политическая культура, которая свойственна современному правовому государству и обществу с глубокими и прочными традициями парламентской демократии. Она отличается политической активностью населения, вовлеченностью его в политическую деятельность, рационализмом. Граждане стремятся активно воздействовать на политику, направлять ее деятельность с помощью законных средств.
В реальной жизни политическая культура обычно выступает как смешанная форма данных Г. Альмондом и С. Вербою трех "идеальных типов" с преимуществом одного из них.
Распределение власти в современном обществе
В современном обществе существуют социальные и профессиональные группы, которые в силу своего особого положения являются своеобразными центрами притяжения власти. По исследованиям российскими и зарубежными политологами динамики этих групп в XIX и XX вв. складывается следующая картина: XIX век XXвек Аристократия Плутократия Плутократия Бю ...
Федеральное Собрание
Законодательная власть в Российской Федерации принадлежит парламенту - Федеральному собранию. Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов власти. Поскольку в настоящее вр ...
Тоталитаризм - феномен XX века. Идейные истоки
и социальные предпосылки
Тоталитаризм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота)[2] — политическая система, которая стремится к полному (тотальному) контролю государства над всеми сторонами жизни общества. Исторически понятие «тоталитарное государство» (итал. stato totalitario) появилось в начале 1920-х для характеристики режима ...