Проблема политической культуры возникла в столь древние времена, как и сама политическая жизнь и
Размышления о ней. В разные исторические эпохи появлялись устные и письменные размышления об условиях, которые обеспечивают надежность политического господства, об условиях лояльности и политической активности населения, о взаимосвязи, существующей между стилем воспитания молодежи и природой политического режима. С этой точки зрения знаменитая предсмертная речь Перикла предстает перед современным читателем как горделивое самовыражение политической культуры Афин эпохи расцвета античной рабовладельческой демократии. С условиями жизни афинян, со свободным стилем их воспитания, осознанием высокого гражданского долга связывал он стабильность политического режима и легитимность своего собственного политического руководства. В книге об американской демократии А. Токвиля, вышедшей полтора столетия назад, содержится анализ "новой политической культуры" - своеобразной "тихой революции", которая привела к изменению культурно-ценностных ориентации накануне революционных переворотов в Европе конца XVIII столетия.
В современной политической литературе, особенно в публицистике, термин "политическая культура" употребляется в доброжелательно-позитивном понимании - как умение придерживаться правил "политической игры", как приверженность моральным ценностям и, наконец, как наличие и приумножение традиций демократии и парламентаризма.
В научных категориях политическая культура означает отраженную в общественном сознании систему общепринятых установок и наиболее распространенных Ценностных ориентации. Это своеобразное "субъективное измерение" общественных основ политической системы, то есть совокупность расхожих (повседневных) мыслей, установок и ценностей данного социального и Политического образования. Термин "политическая Культура" впервые ввел в научную и учебную литературу американский политолог Габриэль Альмонд в 1956 году, и с того времени новая отрасль политических знаний получила широкое развитие.
50-60-е годы XX столетия создали феномен "массовости" политики: в политическую деятельность оказались вовлеченными ранее пассивные группы населения. Стремление новобранцев стать полноправными субъектами политического действия наталкивалось на низкий уровень их политической культуры, что вызывало напряженность во всех западных странах.
Внимание к культурной составляющей политического процесса было обусловлено также неудачными попытками перенести западные политические институты в новые независимые государства Азии, Африки и Латинской Америки.
Все это способствовало разработке концепции политической культуры. Однако оказалось совсем не просто определить само содержание понятия.
Политологи и сейчас не пришли к определенному единству относительно предмета политической культуры. В западной политологии существует около 50 ее определений. Главным объектом изучения политической культуры являются мнения, установки и духовные (политические) ценности. Иногда к ней относят и политические символы, политическое поведение, изучаемое под углом зрения субъективной мотивации.
Общественная мысль формируется как отношение общественности (населения) к методам и способам разрешения той или иной политической, экономической или другой проблемы. Высказывания и дальнейшее тиражирование в средствах массовой информации того или иного мнения приводят к тому, что из множества высказанных мнений укореняются лишь немногие точки зрения, причем некоторые из них постепенно становятся преобладающими.
Внутриполитические факторы.
Однако неверным было бы усматривать в религиозно-политическом экстремизме только выражение протеста маргинальных и близких к ним социальных слоев против трансформации традиционного общества по западному образцу. Существует ряд причин по которым сама политическая ситуация в некоторых мусульманских странах способствовала усилению исламизма ...
Программа "Воспитание гражданства и
патриотизма"
Работа в данном направлении проводится в соответствии с утвержденным Правительством города "Перечнем мероприятий по патриотическому воспитанию граждан Санкт-Петербурга", согласно которому Комитет реализует ряд мероприятий, в том числе: - молодежные акции в рамках Всероссийской Вахты Памяти, посвященные памятным датам военной ис ...
Учение Дж. Остина о
праве
Формирование школы юридического позитивизма обычно относят к первой половине XX в. и связывают его с творчеством Джона Остина, который в 1826 г. возглавил первую кафедру юриспруденции в Лондонском университете, незадолго до этого открытого стараниями И. Бентама и его окружения. В цикле своих лекций под названием «Определение предмета ю ...